Войти в почту

Итоги бьюти-индустрии — 2020: салоны красоты

Бьюти-индустрии в этом году пришлось несладко. Узнали у владельцев салонов красоты, удалось ли им справиться с ковидными ограничениями, восстановить поток клиентов и какой главный урок они получили. Аналогичным опытом с нами уже поделились визажисты.

Итоги бьюти-индустрии — 2020: салоны красоты
© Flacon

Антон Дерконос,

генеральный управляющий федеральной сети салонов «Пальчики» @derkonos

Весь весенний карантин мы посвятили взаимодействию с разными госструктурами, департаментами, оценивали возможность получения субсидий и помогали с этим партнерам. Было много встреч с арендодателями. Еще мы проводили онлайн-обучение персонала, ежедневные встречи в Zoom, выпускали репортажи, виртуальные экскурсии, интервью. Делали это все каждый день, чтобы поддержать коллектив.

Ограничения сильно на нас повлияли в начале пандемии. Сейчас замеры температуры на входе, ношение масок и перчаток стали настолько привычными, что их даже не замечаешь. Но так или иначе эти требования рождают дополнительные затраты. Из-за социальной дистанции нужно было сократить количество рабочих мест, пришлось думать, как расширять пространство. В салонах, где это невозможно, сократили выход сотрудников на смену.

Приходится пересматривать даже самые небольшие затраты. Если раньше они не требовали согласования, сейчас это крайне важно. Каждый рубль должен быть максимально эффективным.

Работу теперь планируем только на месяц вперед, а не на два-три года, как раньше. И очень надеемся, что в 2021-м эпидемиологическая ситуация успокоится.

Поток клиентов восстановить не удалось. У нас моноконцепция — предоставляем услуги маникюра и педикюра, так что оказались одной из самых пострадавших частей бьюти-бизнеса. Негативно повлияло и расположение наших салонов, большая часть которых находится на центральных улицах, в офисных зданиях, которые опустели. В некоторых салонах выручка упала до 50% и выше относительно прошлого года. Но есть и салоны, которые находятся в спальных кварталах: там доход снизился меньше. В целом сейчас падение составляет до 30–35%.

Если прогнозировать пессимистично, смысла заниматься бизнесом нет. Мои предположения можно назвать умеренно оптимистичными. Будем готовиться к новому сезону, ждать весну. Несмотря на то что этот сезон связан с увеличением распространения вирусных заболеваний, мы надеемся, что будет попроще и благодаря массовой вакцинации тоже. Что касается маленьких салонов, вероятно, многие либо закроются, либо попадут под ребрендинг и войдут в состав крупных сетей.

Главный урок года — надеяться только на себя. Иметь финансовую подушку.

Нужно активно работать с государственными структурами, где действительно можно получить поддержку. Стоит делать то, что важно именно здесь и сейчас.

Ксения Шипилова,

основательница компании Aesthetiks Beauty Group и сети салонов Keep Looking, бьюти-ментор @shipilovaks

Когда объявили режим самоизоляции, как и другим бизнесам, нам было нелегко. В 2018–2019 годах мы запустили два новых направления — интернет-магазин Keep Looking и компанию Aesthetics Beauty Group, которая занимается производством и дистрибуцией косметики. Эти проекты позволили нам сохранить штат салонов и выплачивать зарплаты в период локдауна.

Карантин стал временем возможностей для развития новых проектов. Люди были вовлечены в онлайн на 99%, и мы вложили ресурсы в интернет.

Пандемия помогла понять, что сегодня уже недостаточно жить в рамках страницы в Instagram и нужно приумножать возможности.

Следовать рекомендациям Роспотребнадзора в салонах сложно и дорого, но необходимо для безопасности гостей и сотрудников. Первые дни мастерам было непривычно работать в халатах-кимоно и защитных экранах, но это не критично. Маски и перчатки для их работы всегда были и остаются обязательными из-за тесного контакта с гостем. Чтобы в зале соблюдалась дистанция, пришлось уменьшить количество мастеров в смене.

На период карантина мы отказались от услуг с выездом на дом, потому что в этом случае невозможно обеспечить полную безопасность как для клиента, так и для мастера. Мы несем ответственность и не хотим рисковать их здоровьем.

Полностью восстановить поток гостей к прошлым показателям пока не удалось — из-за требований мы еще не можем принимать столько же людей, сколько раньше. Но мы приблизились к этим цифрам, ведь после окончания режима самоизоляции салоны сразу начали работать с полной записи. А лист ожидания гостей мы вели еще с апреля.

Елена Крыгина,

топ-визажист и бьюти-эксперт, основательница Krygina Studio и бренда Krygina Cosmetics @elenakrygina

Нашей команде на карантине пришлось быстро собраться. Я написала большое письмо сотрудникам со словами: «Ребята, что будет дальше — ​​неизвестно, но в ближайшие несколько месяцев будет сложно». Объявила о переходе на удаленку, закрытии студии и офлайн-стора на неопределенный срок. У нас не было возможности повлиять на ситуацию, мы могли только, как и все, следить за новостями. Это форс-мажор мирового масштаба, но мы объединились и сделали все, чтобы сохранить компанию, рабочие места и команду. Переключили фокус внимания на создание контента и онлайн-продажи, которые скакнули вверх.

Например, выручка нашего интернет-магазина по продажам собственного бренда Krygina Cosmetics выросла на 29,3% — для такого сложного года это невероятный показатель.

В сфере контактных услуг новые требования накладывают дополнительную нагрузку. Атмосфера — неотъемлемая часть хорошего сервиса. Она создается благодаря деталям оформления, звукам, ароматам и обаянию мастера. Когда необходимо соблюдать огромное количество условий для безопасного оказания услуг, атмосфера неизбежно теряется. Например, та же экипировка мастеров: шапочки, халаты, маски, перчатки ​—​ все это создает ощущение, будто ты приходишь не на макияж, а на осмотр в поликлинику. Так что сейчас воссоздать ощущение праздника стало гораздо сложнее, но мы стараемся изо всех сил.

За этот год в работе изменилось очень многое: мои требования к сотрудникам, их способности принимать решения согласно философии компании. Теперь всем нам необходимо стать чуть более самостоятельными, гибкими, быстрыми. Изменилась и моя работа ​— ​ее стало гораздо больше. Если бы была возможность делать еще больше, увеличить количество часов в сутках, мое вовлечение не только как владельца компании и креативного директора, а как Лены Крыгиной — бьюти-эксперта, конечно, мы бы росли быстрее и эффективнее по всем показателям.

Даже с учетом закрытия студии на два месяца наша выручка выросла на 5,48%, что очень радует. Хотя произошло много штатных перестановок, увеличились расходы. Мы продвинулись в работе с Krygina Cosmetics и Krygina Studio, выросли доходы от рекламных направлений. Так что мы довольно быстро вернулись к показателям прошлого периода ​—​ как только открылась студия, сразу произошел хороший прирост, затем осенний спад, это сезонная норма, ну а к новогодним праздникам, конечно, снова полная запись.

Думаю, в первые месяцы нового года мы продолжим находиться в тисках неопределенности и невозможности что-то планировать. Для себя мы решили инвестировать с осторожностью, есть большой риск, что вложения не реализуются. Поэтому в начале 2021-го фокусируемся на развитии внутри компании и на нынешних оборотах.

Наш главный урок остался прежним — ​во всем учитывать человеческий фактор. А еще искать возможности и быстро переключаться на новые условия. Те, кто за эту пандемию не смог оперативно среагировать на ситуацию, к сожалению, не выжили.

Много классных проектов с большим потенциалом просто исчезли, и это печально.

Александр Кулиш,

сооснователь салонов Mr. Righ и Mrs. Righ @kulishab

Скучать во время самоизоляции не пришлось: нужно было искать деньги на зарплаты, оформлять кредиты, поддерживать соцсети, закупать все необходимое для открытия по новым стандартам гигиены и социальной дистанции, договариваться с владельцами помещений об арендных каникулах или скидках, пересчитывать бюджеты.

Так что хоть мы и были заперты в квартирах, действовали даже больше обычного. В целом довольны результатом: сохранили компанию.

Без потерь не обошлось — в октябре пришлось закрыть салон Mrs. Right на Чистых прудах. Тогда стало очевидно, что упавшая посещаемость восстановится не скоро, а кредиты возвращать надо. У этого маленького, но самого дорогого нашего помещения не было шансов на рентабельность в кризис.

Поток клиентов упал во всех наших проектах в среднем на 25%. Многие перестали ходить в офисы, работают из дома или сидят на даче, поэтому стригутся неподалеку. Есть и те, кто находил мастеров, приезжающих на дом. Думаю, ждать восстановления потока клиентов не стоит до самого конца пандемии.

Это был трудный год, но мы оказались в лучшей ситуации, чем наши коллеги в Европе, — их работу останавливали несколько раз. Надеюсь, вторая волна в Москве обойдется без закрытия салонов красоты. Во всяком случае, все требования мы выполняем, и они не вызывают неудобства ни у мастеров, ни у клиентов.

Главный урок в том, что невозможно придумать бизнес раз и навсегда. Мы не в круизе, и просто плыть по течению невозможно, приходится все время переизобретать. И прилагать гораздо больше усилий, чем раньше, чтобы оставаться на плаву.

Татьяна Русина,

сооснователь сети клиник ЦИДК, врач-дерматолог, косметолог @tatyana_rusina_cidk

В период самоизоляции мы не поддались панике и продолжили работать практически в прежнем режиме. В этом нам помогла онлайн-платформа. К тому же наши клиники — медицинские учреждения и имеют соответствующую лицензию. Некоторые пациенты, когда необходимо, приходили на процедуры очно, хоть их было и в разы меньше, чем обычно.

Дополнительные требования в период самоизоляции никак на нас не повлияли, ведь мы всегда проводим санитарную обработку, а маски, перчатки и антисептики стали дополнением. Это необходимые и комфортные условия для безопасности пациентов и нас самих.

Да и в целом глобальных изменений не произошло. Сейчас уже многие привыкли к новому режиму, и показатели постепенно увеличиваются. Мало кому хочется долго находиться в ограничениях и отказываться от удовольствий. Как вы понимаете, для многих косметология — это именно то самое удовольствие. От своей внешности, здоровья кожи, внутреннего и внешнего состояния.

Уверены, что в ближайший год ситуация в мире окончательно вернется в прежний режим. А это только еще больше, чем до пандемии, увеличит поток в сфере косметологии. Останутся разные онлайн-консультации, прямые эфиры и интервью с врачами в соцсетях. Они позволяют не терять связи с аудиторией. Еще мы решили разработать свое приложение, но его концепция пока держится в тайне.

Дмитрий Оськин,

колорист, сооснователь салона FIRST Hairservice @dmitriy.oskin

Самоизоляция прошла тяжело и при этом продуктивно — появилось время подумать о новых проектах. Только мне, как мастеру-колористу, очень не хватало практической работы, работы руками.

Дополнительные требования после карантина не сильно на нас повлияли, потому что большинство предписываемых средств и так должны быть в салоне всегда. Но тяжело из-за маски — мастерам сложно дышать, и у большинства из них возникают проблемы с кожей лица. Хотя и такая работа, конечно, лучше, чем никакой вообще.

Изменились цены на материалы и одноразовую продукцию, периодичность записей в салон. Но здесь стоит учитывать кризис в целом, который влияет и на нашу индустрию в частности. Вообще у меня большая и постоянная клиентская база, поэтому особого оттока не было. Показатели местами даже лучше, чем за аналогичный период прошлого года. Я стараюсь качественно выполнять свою работу, а еще всегда остаюсь с клиентами на связи — узнаю, как у них дела, как здоровье. Всегда нужно сохранять в себе человека, это ценится.

Планы и цели на будущее есть, но прогнозы делать не люблю. Каждый год непредсказуем. Приходится принимать решения по факту, подстраиваться, а не планировать далекое будущее.

Главный мой урок за прошедший год — нужно быть честным, уверенным в своих силах, никогда не ныть и не жаловаться. Потом уже время покажет, чему мы научились. В жизни постоянно что-то может пойти не так гладко, как мы воображали, но опускать руки из-за этого не стоит.

]]>