Борода – дело наживное! - В Сокольниках 31.08-1.09 «прожужжал» Barber Connect Russia
Тенденции, диктуемые современными модными трендами и стилем жизни больших городов весьма подвижны. Они постоянно меняются. Так сложилось, что к 2010-м годам мужчины разных стран и возрастов почувствовали тягу к хорошему вкусу, чувству стиля. Некоторые из них стремятся быть ухоженными, используя для этого специальные стильные и удобные косметические продукты, которые подчас дают хорошие результаты по изменению внешности. Места, в которых можно приобщиться к таким модным тенденциям, а иногда и понять что-то про собственный стиль, допустим, сочетаемый с крафтовой темой в пивоварении, ретро-стилем 1950-х-1960-х годов и пр., именуются барбершопами. Пообщавшись на выставке с барберами, например, с Игорем и Артемом из сети салонов «Borodach», с Николаем Генераловым, Юрием Шевелом, Степаном Акентьевым, с мастерами из команды Ttpe Barbers и посмотрев на их впечатляющие творения, мы выяснили любопытные вещи. К примеру, барбершопы в России стали появляться ближе к середине 2010-х годов. Ассортимент услуг, предлагаемых ими, со временем рос. Но, первоначально, он включал в себя приблизительно (в зависимости от салона) следующие услуги: исключительно мужские стрижки волос головы (с ножницами или машинкой), коррекцию бороды (стрижка бороды с приданием формы машинкой), оформление бороды (моделирование — придание формы и окантовка опасной бритвой «шаветкой»), стрижку усов, бритье (голова и лицо), мужской маникюр и педикюр, как мы рассказывали в статье «Отдохнем в стиле «Dundy». Далее стали предлагаться комбинированные стрижки (стрижка + оформление бороды и усов, стайлинг) совмещенные с дополнительными спа-процедурами (массаж лица, мытье головы, фиксация волос и пр.), камуфляж седины волос головы и бороды (с использованием косметики и без нее), коррекции бровей, перманентный макияж, татуирование, пирсинг и так далее. Сама история возникновения барбершопов весьма занимательна. Зачем носить бороду, усы или и то и другое вместе, можете спросить вы? Ответов на этот вопрос будет несколько. Первый из них, конечно, состоит в том, что борода и усы защищают наше лицо от ветра и холода. Они не дают коже пересыхать! Кстати, у женщин на лице столько же волос, сколько у мужчин, но они настолько тонкие и прозрачные, что их почти не заметно. У мужчин за рост усов и бороды «отвечает» гормон тестостерон, при резком увеличении которого (при половом созревании) волосы у многих начинают активно расти на разных участках тела после 14-15 лет. Далее варианты ответов на вопрос – «Зачем носить бороду и усы?», разнятся. Многие сходятся в том, что «от бритья у меня портится кожа», «появляется аллергия», «без бороды и усов я выгляжу слишком молодо», «иметь бороду и усы - мужественно», «сексуально», «борода и усы – вопрос образа», «возможность менять имидж», «это – модный тренд», «они хорошо вписываются в мой индивидуальный стиль» и так далее. Первые брадобреи или «барберы», как их называют сегодня, работали еще в Древнем Шумере, Египте и Вавилоне. В те далекие времена бороду дозволялось носить только царям и богам. Например, в Египте простые смертные брили не только лицо, но и кожу головы. Фараон, полубог-получеловек, мог носить тонкую бородку, заплетенную в косичку, которая на самом деле часто была накладной. За косичкой следил личный брадобрей! Ремесло брадобреев было весьма распространено в Древней Греции, где уже существовали специальные салоны, где цирюльники ухаживали за бородами и длинными (по тогдашней моде завитыми) волосами. Такие салоны и лавки нередко становились местом встреч, где люди могли пообщаться на разные темы. В эпоху Древнего Рима благородное ремесло брадобреев дошло из греческих колоний в Западную Европу. В Древнем Риме были в моде выбритые лица, поэтому цирюльники также не оставались без работы. В Средние века в профессии произошли изменения. У цирюльников появился свой опознавательный знак – жезл цирюльника с красно-бело-синими полосами, который вы можете иногда видеть у входа в некоторые современные барбершопы. О его истории и значении мы планируем рассказать нашим читателям отдельно в дальнейшем. Также были образованы хартии цирюльников и начались века баталий вокруг прорегатив брадобреев, которые осваивали простейшие операции (например, вырывали зубы). Но лишь к середине 18 века страсти успокоились, так как английскими и французскими королями были приняты решения об окончательном разделении ремесел хирургов и цирюльников, разрешив последним заниматься только волосами. Далее люди увлеклись париками. Тогда цирюльникам-постижерам доверили не только изготовление и надевание париков, но и ежедневный уход за ними. Потом, уже в 19 веке начался расцвет ремесла парикмахера… в 1920-х- 1940-х годах свои опознавательные стрижки были у джазменов, у первых хипстеров, стиляг и рокабиллов в 1950-х, у хиппи в 1960-х и 1970-х была мода на бороды, усы и длинные волосы у мужчин и так далее. После случилось то, что описывает в книге «Борода и усы» известный французский барбер и блогер Жан Артиньян: «Преподавание техники бритья и методов ухода за бородой исчезло из программ обучения будущих парикмахеров. В начале 2000-х годов во Франции было всего лишь несколько барберов. Но постепенно парикмахеры, страстно влюбленные в это ремесло, начали его осваивать. Так появились курсы обучения для мастеров по стрижке бороды и усов». Отметим, что в возвращении необычных стрижек, бород и усов в моду сыграли свою роль и субкультурные модные тенденции «нулевых». Например, та же крафтовая «мировая пивная революция», где представить себе образ «биргика» (человека, увлекающегося крафтовым пивом) без бороды, усов (и иногда стильной стрижки) весьма сложно. Возвращаясь к выставке, скажем, что барберы развернулись не на шутку, показав обилие, баттлов, мастер-классов по стрижкам, свободному дизайну, быстрому фейду, работе ножницами и прочих чудес. К примеру, меня впечатлила стрижка, сделанная огнем, с помощью стилизованной газовой горелки (притом, что техника «стрижки» бороды на щеках огнем известная, применяется, например, в Турции), а также кропотливый выстриг узоров волос на голове модели или яркие расцветки, показанные знаменитыми зарубежными мастерами, вроде Jackie Starr, Bonezdagoat, Tyrik Jackson, Tonino Master Spaghetti’s, Alan Beak. Подытожим. Выставка показала, что современная субкультура барберинга, несомненно, зрелищна, привлекательна и эффектна внешне. Людям, интересующимся искусством, овладением ремеслом барбера, также есть чему и где поучиться. Сегодня в России нет проблем с открытием барбершопа, с доставкой оборудования для барберов, инструментов, поставкой расходных материалов (различных муссов, матирующих паст, помадок для фиксаций, стайлинг кремов, специальных мужских шампуней и масел для бороды и даже «брутальных» зубных паст различных цветов). На выставке нашлось место и для художников (как на фото – роспись машины маркерами и картины под названием «Не высший разум» – акрилом Романа Жирнова из Санкт-Петербурга) и металлическим кастом-моделям, некоторые из которых можно был бы отнести к скульптурам. И, завершая статью, скажу так, что интересным сегодняшним наблюдением является то, что мода, где людям навязывается, как и что им любить – вызывает отторжение, именно по причине навязывания. Искусство должно тревожить, возбуждать эмоции. Оно не должно быть плоским, скучным и линейным. Слишком линейная фабула ношения той же бороды или усов малоинтересна. Хотя найденный индивидуальный стиль может стать модой. Но это – уже не мода! А, наоборот, вызов (что во многом зависит от вашего темперамента и взглядов на мир)! Фотографии автора.