«Ахтублаг», сотня НИИ и соревнования бригад: как строили Волжскую ГЭС?

Мало какие стройки привлекали такое количество иностранных делегаций самого высокого уровня, как строительство Сталинградской ГЭС, которая позже стала называться Волжской ГЭС имени XXII съезда КПСС. Ее посетили Джавахарлал Неру и Индира Ганди, Фидель Кастро и Че Гевара, Шарль де Голль и Иосип Броз Тито, лидеры Ирана, Йемена, Непала, Египта, Эфиопии… На тот момент самая крупная в мире гидроэлектростанция, избавившая СССР от дефицита электроэнергии, возводилась рекордными темпами: от первого вынутого в котловане будущей ГЭС грунта до пуска первого гидроагрегата прошло всего шесть лет, а за 11 объект был полностью готов. 10 сентября, в честь очередной годовщины торжественного пуска Волжской ГЭС, MIR24.TV рассказывает об одной из «великих строек коммунизма».

«Ахтублаг», сотня НИИ и соревнования бригад: как строили Волжскую ГЭС?
© Мир24

На самом въезде в город Волжский на реке Волге находится гидроэлектростанция, которая соединяет мостом 300-тысячный населенный пункт с миллионником Волгоградом и по сей день является крупнейшей ГЭС в европейской части России. Ей Волжский обязан своим существованием как градообразующему предприятию, сегодня это один из крупнейших промышленных центров Нижнего Поволжья.

Сложно представить, что уже спустя несколько лет после Великой Отечественной войны, в которой погибло более 27 миллионов советских граждан, то есть примерно 13% населения, СССР осуществлял колоссальные проекты в самых разных областях – от космонавтики до энергетики. Одним из них стала Сталинградская ГЭС, позволившая связать крупные энергосистемы Центра, Поволжья и Юга Советского Союза в единую сеть и сыгравшая решающую роль в электроснабжении Нижнего Поволжья и Донбасса. Она стала нижней и самой мощной ступенью Волжско-Камского каскада ГЭС.

Возможность преобразования Волги и строительства на реке каскада гидроузлов обсуждалась еще с начала 1930-х. Сначала нижнюю ступень планировали делать в районе города Камышин, но отказались от этого замысла в пользу строительства двух гидроэлектростанций в районе Балаково (будущая Саратовская ГЭС) и Сталинграда, что позволяло уменьшить площадь затопления.

Дальше в планы вмешалась война, и лишь 6 августа 1950 года было принято постановление Совета министров СССР о сооружении в створе выше Сталинграда гидроэлектростанции на основании разработанной «Гидропроектом» схемы. В 1952-м утвердили проектное задание Сталинградского гидроузла, которое предполагало строительство следующих объектов: ГЭС с 17 гидроагрегатами общей мощностью 1,784 кВт и выработкой электроэнергии около 10,0 миллиардов кВт·ч в средний по водности год; бетонной и земляной плотин с устройством по ним железнодорожной и автомобильной дорог через Волгу; двух линий двухкамерных бетонных шлюзов; Волго-Ахтубинского канала для обводнения реки Ахтубы, часть которой перекрывалась сооружениями гидроузла; высоковольтных ЛЭП напряжением 400, 220 и 110 кВт. Проект должен был комплексно решить вопросы энергетики, речного и железнодорожного транспорта, орошения засушливых земель Заволжья. Уже в 1951 году амбициозный проект появился на марке серии «Великие стройки коммунизма».

Для обслуживания работ 17 августа 1950 года был создан Ахтубинский исправительно-трудовой лагерь, известный как Ахтублаг, его и организацию «Сталинградгидрострой» возглавил начальник восстановления взорванной во время войны ДнепроГЭС Федор Георгиевич Логинов. В том же году силами 20 тысяч заключенных началась разработка котлованов будущих гидросооружений, строительство Волго-Ахтубинского канала и поселка для вольнонаемных строителей гидроузла, причем Логинов настоял на сооружении полноценных многоквартирных домов вместо временных бараков. Вскоре после смерти Сталина в 1953 году «Ахтублаг» расформировали, и строительство продолжили исключительно вольнонаемные рабочие, в нем было задействовано до 38 тысяч человек. Условия тяжелые – никакого комфорта, работа с раннего утра до ночи. Правда, кормили рабочих хорошо:

«Обедал я в столовой, находившейся там, где сейчас здание управления ГЭС. Пяти рублей хватало и на еду, и на пачку «Беломора» – он стоил два рубля 20 копеек. Кормили рабочих хорошо. Улыбчивые поварихи варили супы и борщи, баловали нас салатами и горячим. Усталость как рукой снимало», – вспоминал один из строителей ГЭС Валентин Дроздецкий.

После трудового дня воодушевленные причастностью к большому делу комсомольцы отправлялись сажать деревья или убирать строительный мусор, по субботам – на танцы во дворец культуры. Иногда проходили концерты: так, в 1958 году перед строителями Сталинградской ГЭС выступил оперный певец Сергей Лемешев.

«Работа у строителей ГЭС всегда была на первом месте, мы с мужем только и говорили о сроках пуска и ответственных заданиях. На семью времени почти не оставалось», – рассказывала маляр-штукатур Валентина Тюнина.

После того как Логинова в 1954-м назначили министром строительства электростанций, его преемником стал Александр Петрович Александров, переведенный со строительства Куйбышевской ГЭС. Одновременно со строительством в проект ГЭС вносили изменения: например, в него добавили рыбопропускные сооружения, а количество гидроагрегатов увеличили с 18 до 22, что позволяло повысить установленную мощность гидроэлектростанции до 2563 тысяч кВт. Удешевить стройку получилось за счет курса на устранение «архитектурных излишеств», который провозгласил Хрущев: из проекта исчезли такие декоративные элементы, как шпили, башни, скульптуры и т.п.

«Великие стройки коммунизма» носили всесоюзный масштаб. Только в строительстве Сталинградской ГЭС приняли участие около 100 проектных институтов, научно-исследовательских институтов, учебных заведений и заводских конструкторских бюро, а также Академия наук СССР. Не покладая рук трудились специалисты «Гидромонтажа», «Спецгидроэнергомонтажа», «Гидроэлектромонтажа», Запорожского трансформаторного завода силовых трансформаторов, Всесоюзного электротехнического института. Впервые были разработаны и применены вибрационные машины (катки, погружатели, молоты), крупноблочные и крупнопанельные керамзитобетонные конструкции, гидровибробурение скважин и многие другие новые в гидростроительстве механизмы и технологии. Уровень комплексной механизации земляных, бетонных и монтажных работ составил 97-100%.

Самым напряженным и ответственным в истории Сталинградского гидроузла стал 1958 год. На период с 23 октября по 22 декабря пришлось затопление котлована, перекрытие Волги и пуск первых гидроагрегатов ГЭС, который произвели практически одновременно, да еще и на год раньше установленного правительством срока. Уже 15 декабря 1958-го Сталинградская ГЭС дала свой первый электрический ток.

«В первой половине 1959 года напряжение работ на строительной площадке не уменьшилось, так как к апрелю надо было подготовить к постоянной эксплуатации судоходные сооружения, – писал впоследствии Александров. – В первом квартале 1959 года пришлось форсировать работы по судоходным сооружениям: шлюзам, аванпорту, креплениям откосов низового судоходного канала».

17 июня 1960 года уровень воды в водохранилище впервые достиг проектной отметки. К этому сроку все агрегаты ГЭС были введены в эксплуатацию, она достигла мощности 2415 тысяч кВт и стала крупнейшей электростанцией мира – до ввода в эксплуатацию Братской ГЭС на Ангаре. На год раньше запланированного срока, 9 сентября 1961 года ГЭС была принята государственной комиссией в эксплуатацию, и на следующий день состоялось торжественное открытие объекта.

«Энтузиазм на стройке был огромный. Бригады соревновались, брали повышенные обязательства. А когда ГЭС открывали, радость была такая, словно снова космонавта в полет отправляли. Огромный людской труд вложен в это грандиозное сооружение», – рассказывал Валентин Дроздецкий.

Волжская ГЭС – это стратегический инфраструктурный объект, и его значение сложно переоценить. Помимо решения вопроса с энергоснабжением Нижнего Поволжья и Донбасса, объединения нескольких крупных энергосистем в единую сеть, она дала энергетическую базу для развития народного хозяйства Нижнего Поволжья. С линий электропередачи Волжской и Жигулевской ГЭС началось формирование Единой энергосистемы России. Мост через Волгу обеспечил кратчайшую связь районов Поволжья между собой, образовавшееся Волгоградское водохранилище улучшило условия судоходства, возможности для орошения и обводнения засушливых земель Заволжья и Прикаспия.

По результатам «великой стройки» Управление строительства «Волгоградгидрострой» (бывший «Сталинградгидрострой») и «Гидропроект» им. С.Я. Жука были награждены орденами Ленина, ордена и медали получили 2013 проектировщиков и гидростроителей. А.П. Александров стал дважды Героем Социалистического Труда. Звания героев также были удостоены главный инженер проекта Сталинградского гидроузла А.В. Михайлов, первый главный инженер «Сталинградгидростроя» А.Я. Кузнецов, электролинейщик треста «Волгоэлектросетьстрой» А.В. Деньжонков, бригадир комплексной бригады бетонщиков И.Г. Демейко, шофер Я.К. Музыка и бригадир И.П. Стриженок.