Как маленькая яхта завершала свое кругосветное плавание

Пять лет назад "Эсмеральда" - двухмачтовая яхта постройки 1980 года, длиной одиннадцать метров - приняла участие в уникальной океанской регате Golden Globe Race.

Как маленькая яхта завершала свое кругосветное плавание
© Российская Газета

Это кругосветная гонка одиночников по людоедским правилам: навигация без всяких спутниковых прибамбасов, а только по секстанту, связь только на коротких волнах, заходы в порты исключены, все необходимое для многомесячного плавания, включая пресную воду, питание, аккумуляторы и прочее, яхтсмен загружает на борт в месте старта. В данном случае это был французский городок Ле-Сабль-д Олон, известный тем, что отсюда начинаются маршруты почти всех знаменитых кругосветок.

Вынужденный финиш в Австралии

Шкипером на "Эсмеральде" шел российский гонщик Игорь Зарецкий, единственный представитель нашей страны среди всех восемнадцати участников. Когда-то он занял первое место в парусной регате одиночников через Атлантику и вот теперь отважился бросить вызов лучшим "кругосветчикам" планеты.

Начало этого авантюрного соревнования для Зарецкого прошло без особых приключений: он в числе середняков проследовал мимо западного побережья Африки, обогнул мыс Доброй Надежды, но вот, оказавшись в Индийском океане, резко сбавил скорость. Корпус его лодки катастрофически быстро оброс моллюсками, которые сильно тормозили движение.

К тому же почти все участники попали в зону сильнейших тайфунов, яхты одна за другой терпели крушения, переворачивались, тонули. Забегая вперед, скажу, что к финишу "Золотого глобуса" пришли только пять лодок из восемнадцати.

"Эсмеральда" с большим трудом добралась до берегов Австралии, где Игорь принял решение прекратить свое участие в гонке. И у него были для этого серьезные причины: обследование, проведенное в клинике города Перт, показало, что гонщику необходима немедленная операция.

Поэтому яхту подняли на берег, а Зарецкий вылетел в Москву, где лег под нож хирурга.

Спонсором нашего участника был Василий Сенаторов - он известный яхтсмен, издатель, бизнесмен. Сенаторов приобрел специально для гонки эту лодку, много сил потратил на то, чтобы подготовить ее к регате, мы вместе провожали "Эсмеральду" в кругосветное плавание. Но вот теперь встал вопрос: как судно вернуть домой?

От Австралии до Бали яхту вел Валерий Основский (слева). Антон Шибаев шел от Сейшел до Мармариса. Фото: Владимир Снегирев / РГ

Решить эту проблему оказалось непросто. Сначала на пути лодки к родным берегам встал ковид, австралийцы наглухо отгородились от остального мира, въездные визы не давали никому.

Затем, с началом войны санкций, появились новые "рифы". А между тем за каждый день стоянки яхты в марине Перта владельцу "Эсмеральды" приходилось платить, и сумма в итоге образовалась внушительная.

Наконец, в начале этого года, формальности с визами были улажены и в три этапа судно удалось перегнать из Австралии в турецкий городок Мармарис на Эгейском море.

С пиратами разошлись

Сначала полторы тысячи миль - от Перта до индонезийского острова Бали, затем маршрут Бали - Сейшелы длиной в три с половиной тысячи миль и, наконец, примерно такое же расстояние до Мармариса. На двух заключительных этапах лодку вел Сергей Бородинов, от Сейшел ему помогал Антон Шибаев. Первый - один из самых опытных российских яхт-сменов, зас-луженный мастер спорта, участник Олимпийских игр. Второй - редактор яхтенного журнала Yacht Russia и тоже не понаслышке знакомый с парусами.

Самым сложным, по рассказу А. Шибаева, был отрезок пути вблизи т.н. "Африканского рога", где разбойничают сомалийские пираты. Поэтому прежде чем зайти в опасные воды Аденского залива, "Эсмеральда" сделала остановку на йеменском острове Сокотра - там заправились горючим, пополнили запасы пресной воды, посоветовались с местными, как лучше выстраивать курс.

Как раз незадолго до этого пираты захватили примерно такую же яхту с тремя россиянами в Крас-ном море, поэтому меры безопасности были нелишними.

В Аденском заливе над лодкой пролетел самолет японских ВВС, с его борта по радио запросили: что за судно, под чьим флагом и куда оно направляется?

Получив ответ, летчики дали совет: если возникнут проблемы, то немедленно связываться с ними на 16-м канале и просить помощи.

- Стало легче, - рассказывает Антон Шибаев. - Мы поняли, что ситуацию стараются контролировать международные силы. Но до самого входа в Суэцкий канал бдительности не теряли.

Проход по каналу тоже обошелся без приключений. Сначала пришвартовались в Хургаде, где следовало соблюсти формальности по заходу в территориальные воды Египта и заплатить пошлину в размере $1000.

Затем встали на якорь у входа в канал, ожидая разрешения на дальнейший путь. Здесь на борт поднялся лоцман - без него ни одно судно, даже крошечная моторка, не может зайти в канал. Опять заплатили дань - теперь за проход из Красного в Средиземное море, это $500. Пришлось еще подождать, пока будет сформирована группа примерно из тридцати судов, затем она организованно пошла на север. Примерно на полпути, через сутки хода, канал сильно расширился, там было что-то вроде озера или залива, где стояла встречная группа кораблей. Там и разошлись, движение по узкому каналу возможно только в одну сторону.

За тридцать дней плавания акул не видели ни разу, зато регулярно лакомились мясом тунца и барракуды, которых ловили с борта яхты.

В Мармарисе "Эсмеральду" подняли из воды на пирс. Василий Сенаторов принял решение провести косметический ремонт лодки, преодолевшей за три месяца восемь с половиной тысяч миль. Если же вспомнить еще и гонку "Золотой глобус", то вполне выйдет, что пройденное расстояние вполне соответствует кругосветке.

Поднявшись на борт, я с удовольствием обнаружил там свою книгу "Как карта ляжет", врученную пять лет назад Игорю Зарецкому перед стартом в Ле-Сабль-д Олон. Под обложкой на форзаце я тогда написал: "Всем штормам назло! Пусть карта будет козырной! Удачи! Верим и ждем". И ведь дождались.

А книгу эту хоть в музей отдавай - такой необыкновенный путь она проделала. Всем штормам назло!