Сильнейший за 60 лет пеплопад на Камчатке. Чем опасен для самолетов вулканический пепел

Сильное извержение на вулкане Шивелуч произошло в ночь на 11 апреля. Сообщается, что пепловое облако после извержения поднялось на 15 километров, распространилось на 500 километров к северо-западу от Шивелуча и продолжает двигаться.

Сильнейший за 60 лет пеплопад на Камчатке. Чем опасен для самолетов вулканический пепел
© Российская Газета

Вулкану присвоен наивысший "красный" код авиационной опасности. Чем опасен для самолетов вулканический пепел?

Вот что рассказал "РГ" президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Валерий Шелковников:

- Те частицы, что представляют опасность для самолетов, плывут на критической для авиации высоте 8-12 километров. Попадая в двигатели, они могут быстро выводить их из строя. Известный случай: в 1982 году у "Боинга-747" авиакомпании British Airways, который попал в облако пепла от извержения вулкана в Индонезии, отказали все четыре двигателя. Лишь чудом удалось избежать трагедии".

Эксперты ИКАО считают, что полеты небезопасны при любой концентрации пепла. Даже самой низкой. В настоящее время ситуацию с облаками вулканического пепла непрерывно отслеживают метеоспутники. Им помогают метеостанции, запускаемые на аэростатах, и наземные станции, оборудованные лидарами. А проще - лазерными локаторами. Все данные оперативно обрабатываются и поставляются в аэронавигационные службы по всему миру.

Существуют ли какие-то международные рекомендации, где прописаны действия экипажей и авиакомпаний в подобных ситуациях? Есть общий документ ИКАО, название которого говорит само за себя: "Вулканический пепел. План действий при непредвиденных обстоятельствах". Разработаны руководства для экипажей воздушных судов и авиадиспетчеров по действиям при вулканической деятельности. Особенно это важно при выполнении дальних рейсов. Летчикам приходится или выбирать маршрут в обход очага, или "подныривать" под облако, или, наоборот, перелетать с набором высоты. Соответствующие инструкции передаются на борт.

Но надо заметить: осознание того, что информация об извержениях вулканов должна передаваться авиационным службам, пришло далеко не сразу. И только после трех случаев попадания пассажирских самолетов в облака вулканического пепла появилось новое направление в исследовании явлений, влияющих на безопасность полетов.

Некоторые мировые авиакомпании начали устанавливать на своих самолетах детекторы облаков вулканического пепла. По сути, это тот же метеолокатор. На борту самолета размещается инфракрасное оборудование, с которого изображения поступают на дисплеи пилотов и на дисплеи диспетчерской службы. Эти изображения позволяют пилотам видеть облака вулканического пепла за 100 километров вперед и на высотах от 5000 до 50 000 футов. То есть экипажи могут вовремя скорректировать план полета и обойти облако.

В свою очередь у диспетчеров появляется возможность построить точную модель распространения вулканического пепла в режиме реального времени. А значит, держать открытыми большие участки воздушного пространства, вместо их тотального закрытия во время извержения вулканов. Перебои в воздушном движении сводятся к минимуму.