В России ожидают оптимальный урожай зерна
В России полным ходом идет сев яровых.
По прогнозу российских и международных аналитиков, всего в этом году наша страна соберет порядка 125-127 миллионов тонн зерна, из них около 83-85 миллиона тонн пшеницы. В прошлом году собрали беспрецедентные 158 миллионов тонн зерновых - очень повезло с погодой. Побить исторический рекорд в этом сезоне вряд ли удастся - была непростая зима, есть экономические сложности. Однако с учетом больших переходящих запасов урожай даже 120 миллионов тонн - большая цифра. Профицит зерна, который невозможно будет продать за один сезон, для аграрного сектора мог бы даже стать проблемой. Поэтому виды на урожай пока "идеальные".
"Состояние озимых отличается от региона к региону. Например, в центральном округе посевы слабенькие, пожелтевшие. Прошедшие морозы, которые ударили по практически бесснежным полям, ухудшили ситуацию. Но в целом ситуация нормальная, - рассказала "РГ" председатель Совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Светлана Максимова.
Одна из главных "страшилок" нового сезона - дефицит семян, который якобы может возникнуть из-за ухода западных поставщиков. Уровень самобеспечения семенами кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля пока недотягивает. Но дефицита нет. Поставки семян картофеля продолжаются. Ожидаем объем импорта на уровне прошлого года, то есть где-то 12 тысяч тонн суперэлиты, из которых потом выращиваются семена элиты. В итоге из этих 12 тысяч тонн получим не менее полумиллиона тонн картофеля для товарного сектора", - говорит исполнительный директор Союза участников рынка картофеля и овощей Алексей Красильников.
"По кукурузе проблем не будет в принципе, из необходимых нам 85 тысяч тонн семян на этот год мы сами внутри страны произвели 52 тысячи, и еще 28 сделали иностранцы на нашей территории. Завозить дополнительные объемы не надо. По подсолнечнику необходимо еще чуть менее семи тысяч тонн из-за рубежа. Их полностью обеспечат те компании, которые не замечены в антироссийской политике, которые продолжают работать в стране, как и раньше, - добавил президент Ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника Игорь Лобач. - У Минсельхоза России есть полное понимание ситуации, и там, где нужно организовать дополнительный ввоз, принимаются конкретные шаги".
При этом реальной сложностью нового сельхозгода опрошенные специалисты назвали дефицит средств. "Главная проблема - финансирование. Буквально на днях ко мне обратился один из лучших фермеров в своем регионе, очень крепкий хозяйственник. Но ему банк отказал в кредите на посевную из-за того, что в прошлом году у него снизилась выручка. Что говорить про тех, у кого положение хуже, - констатирует Светлана Максимова. - Сегодня не все сельхозпроизводители смогли сбыть урожай, сейчас нужно закупать удобрения, нужны живые деньги. Но многие не могут взять льготные кредиты. Что касается техники и удобрений, они не подорожали сильно. Но вода и электроэнергия сегодня очень дорогие".
Мировые цены на агропродукцию бьют рекорды, из-за засухи в южном полушарии - неурожай зерновых и масличных
"Этот год у нас осложнен единственным фактором - в сезоне-2022/23 была достаточно низкая цена на картофель, и, соответственно, у сельхозпроизводителей сегодня недостаточно средств для наращивания площадей, нет ресурсов и заинтересованности вкладывать в расширение, - соглашается Алексей Красильников. - Правда, с 1 января этого года вступила в действие отдельная федеральная программа по поддержке производства картофеля и овощей открытого и закрытого грунта. По ней предполагается направлять аграриям из федерального фонда не менее пяти миллиардов рублей ежегодно, причем эти средства будут "железно" зафиксированы в программе, их не могут переправлять на другие направления, в животноводство и так далее. Возможно, это будет компенсировать "недостаточную" рентабельность в секторе".
Мировые цены на сельхозпродукцию бьют рекорды. Из-за засухи в южном полушарии неурожай зерновых и масличных ожидается у таких крупных производителей, как Австралия, Бразилия, Аргентина. Непонятно, что будет в США и странах ЕС. Существенно выпадет из мирового рынка Украина. Конечно, это будет создавать дефицит предложения и повышать цены. Однако смогут ли на этом заработать российские аграрии, пока неясно. Западные страны пытаются максимально ограничить поставки нашей продукции за рубеж, даже в те страны, где дороговизна продовольствия стала реальной гуманитарной проблемой. При этом в России действуют экспортные пошлины, которые съедают существенную часть прибыли. Правда, в этом году формула расчета пошлины может быть пересмотрена. Растениеводы очень рассчитывают на это.
Несмотря на спад рентабельности, животноводов больше волнует не экономика, а пандемия птичьего гриппа и распространяющийся по всему миру вирус африканской чумы свиней. Пока российским профильным службам удавалось эффективно купировать угрозы. В итоге в прошлом году в России произвели рекордные 16 миллионов тонн мяса в живом весе, или 11,7 миллиона тонн в убойном. Таких показателей фактически не было со времен СССР. Но что будет дальше?
По той же птице - за последний год зарегистрировано 7,6 тысячи очагов инфекции в дикой и домашней популяциях, это 70 стран. В США уничтожено более 50 миллионов голов домашней птицы, в Евросоюзе - 48 миллионов, около 11 миллионов в Японии. Птицы и свиньи растут быстро, поголовье при необходимости можно восстановить за считаные месяцы. Но на это нужны огромные дополнительные ресурсы.
При этом избыток зерна в стране животноводам и пищепрому сильно не поможет. В себестоимости килограмма мяса или булки хлеба сырье занимает не первое место. Гораздо больше расходов идет по "фискальной" статье, это зарплаты и налоги, а также на оплату коммунальных услуг, логистику и транспорт. Существенно выросли затраты на упаковку.
Власти обещают чутко реагировать на колебания рынка, поддерживая те отрасли и "участки производства", где это нужно - при помощи квот, интервенций, дополнительных точечных дотаций и госпрограмм. Все инструменты для этого есть.
Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Александр Чистов / Алена Узбекова