Гейши, лотос и Рёункаку. Топ-5 старинных японских фотографий на новой выставке в омском музее
Выставка работ, выполненных в технике альбуминовой печати, эпохи Мэйдзи открылась в музее им. М. А. Врубеля. 16 марта в музее им. М. А. Врубеля открылась выставка "Старинная японская фотография" (0+) из собрания Мультимедиа Арт Музея (МАММ). На ней представлены 92 отпечатка работ, выполненных в технике альбуминовой печати эпохи Мэйдзи (1868-1912 гг.). Альбуминовая печать зародилась в середине XIX века и основана на использовании альбумина, получаемого из белков яиц, для удержания светочувствительных веществ на бумаге. В результате получаются резкие снимки с тончайшими нюансами светотени. Работы, выполненные в этой технике, быстро выгорают на свету, поэтому их хранят в темноте, а в музеях выставляют только их копии. В представленных работах можно рассмотреть "культурологический стык" Востока и Запада. Альбуминовая печать появилась в Европе, но в работах японских мастеров отдаётся дань традициям Страны восходящего солнца - они раскрашены вручную. Причём цвет появляется лишь на фрагментах изображений для того, чтобы подчеркнуть нюансы. Так как оригиналы работ со временем выцвели, цветовые пятна могут показаться зрителям слишком яркими. Эпоха Мэйдзи, к которой принадлежат работы, характеризуется революционным прорывом в экономике, политике, искусстве Японии. Мэйдзи переводится как "просвещённое правление". Её сравнивают с петровскими временами в России. Страна делает огромный рывок вперёд, совершается промышленная революция, появляется множество новшеств. После 200-летней изоляции Япония в эту эпоху перестала направлять внимание только внутрь страны и обратилась лицом на Запад. А Запад в свою очередь очень заинтересовался её древней культурой. В страну пришло много новейших веяний из Европы. На высшем, императорском уровне пропагандируется фотография. В это время Япония как отправляет своих специалистов учиться в Европу, так и приглашают европейцев, просвещённых в разных областях, в свою страну. - Фотохудожники, как японские так и европейские, так как они обращались к традиционной культуре, не могли действовать вне поля японского визуального изобразительного искусства. - рассказала заместитель директора по научной работе музея им. М. А. Врубеля Ирина Симонова. - В конце эпохи Эдо и в эпоху Мэйдзи были очень популярны гравюры на дереве, ксилография, укиё-э ( "преходящая жизнь"). Они иллюстрировали картинки из жизни. Сама постановка композиции, сцены, перешли и на традиционную японскую фотографию. Несмотря на то, что в экономике и культуре Японии в эпоху Мэйдзи случился прорыв, фотография тех времён воспевает древние традиции страны, которые как раз и были интересны европейцам. Фото в основном постановочные и рассказывают о театре Кабуки, гейшах, чайной церемонии, харакири, воспевают природу Японии с её лотосами и сакурой. Но отражены в них и новые веяния, например, рикши, которые появились как раз в то время, или первый небоскрёб. Несмотря на постановочность, в кадре чувствуется дыхание жизни, люди-призраки на фото улиц, эмоции на лицах героев на заднем плане, или такая забавная деталь, как открытые рты на фото, посвящённому поеданию лапши. Фото на выставке дополнены фаянсом эпохи Мэйдзи из собрания Музея им. М. А. Врубеля, созданным в провинции Сацума на острове Кюсю. Для него характерно использование сложных жанровых композиций. Кроме того, он был ориентирован на европейский рынок, сразу бросается в глаза его яркое оформление и экзотические сюжеты. В XX веке от этого отказались, потому что этот декор якобы не до конца отвечал традиционным национальным чертам, - это атрибут именно эпохи Мэйдзи. Эти произведения, которые можно разглядывать очень долго, добавляют выставке многогранности и позволяют глубже погрузиться в ту эпоху. Мы выбрали пять фотографий на выставке и попросили о них рассказать Ольгу Мартынюк - экскурсовода Музея им. М. А. Врубеля. "Павильон Рёункаку в Токио" неизвестный автор, 1910 На фотографии мы видим первый японский небоскрёб, построенный в конце XIX века. Он называется Рёункаку - "Заоблачный павильон". Небоскрёб представлял собой 12-этажную восьмиугольную башню, высотой 69 метров. Он был построен в большом развлекательном квартале Есивара, который сравнивают с кварталом красных фонарей. Там были лифты и первое время они работали, но по соображениям безопасности их через некоторое время отключили. Небоскрёб был разрушен в 20-е годы XX века во время большого землетрясения. "Театральная сцена сэппуку" Кодзабуро Тамамура, 1880-1887 Это очень привлекающая внимание зрителя фотография, потому что на ней изображён ритуальный уход из жизни самурая. Конечно, она постановочная. Такую смерть европейцы часто называют "харакири", но это простонародное слово, японцы чаще используют слово "сэппуку". Такой обряд был очень модным в эпоху, предшествовавшую Мэйдзи, эпоху Эдо. Но это случалось и позже, и в XX веке, хотя власти Японии это запретили. Сэппуку в основном был привилегией самураев. Они делали это, например, чтобы не попасть в плен, или когда погиб их князь, или когда нужно доказать свою невиновность. Иногда это делали и жёны самураев. Ничего красивого в этом нет, это очень страшная и мучительная смерть, поэтому они это и выбирали. "Лотосовый пруд Синобадзу в парке Уэно в Токио" Кодзабуро Тамамура, 1880-1887 Токио получил своё название в эпоху Мэйдзи, изначально это был город Эдо. Там очень много парков, воды. Лотос - очень значимое для японцев растение, они нашли в нём интересную символику, связанную с буддизмом. Лотос зарождается под водой, в иле, а лепестки раскрываются на поверхности, они очень красивые и не берут на себя всю эту грязь. Так же должен жить и человек. Очень сложно жить в миру, а не в монастыре, и жить при этом по учению Будды. Считается, что Будда родился в волшебном саду, самостоятельно младенцем сделал семь шагов, и там, где он ступал, вырастали цветы лотоса. "Музыкальная репетиция трёх гейш" неизвестный автор, 1880-1890-е На выставке очень много фотографий, посвящённых гейшам. Их часто путают с куртизанками или проститутками, что совершенно неверно. Гейша - это человек искусства. Девочек с детства обучали в специальных школах, в том числе учили играть на музыкальных инструментах. И здесь мы видим репетицию трёх гейш, одна их них играет на сямисэне, другая на кото, это щипковые музыкальные инструменты. Этой музыкой он услаждали слух мужчин, которые приходили в специальные чайные домики. Они пели, танцевали, должны были уметь поддержать беседу на любую тему, и, конечно, они владели чайной церемонией. Хотя в эпоху Мэйдзи японцы начали уже переодеваться в европейскую одежду, гейши носили кимоно, особенно яркие цвета национальной одежды были у учениц - майко. У гейш пояс всегда завязывался сзади и особым узлом. "Вид Модзи" неизвестный автор, 1890-е Модзи - это порт в Японии, важный регион. Он находился на острове Кюсю, был открыт для европейцев и торговли с Азией. На фото интересны ритуальные ворота - тории. Они находятся на открытом пространстве, без храма, без ограждений и без створок. Мы часто можем их встретить в японских пейзажах, в гравюрах укиё-э и на фотографиях. Ворота символизируют вход на территорию божества. Это относится к синтоизму. В этой религии вся природа живая и обожествлённая, в ней огромное количество богов. Это прекрасно уживалось с буддизмом. Выставка "Старинная японская фотография" продлится до 28 мая 2023 года. Фото: Елизавета Медведева