Войти в почту

Чья вина в амурском паводке-2021?

Но действительно ли сбросы никакого вклада в паводок не внесли?

Чья вина в амурском паводке-2021?
© 2x2.su

Сбросы на Бурейской ГЭС начались с середины июля, на Зейской - с конца июля, - комментирует ведущий координатор проектов WWF России по сохранению водных экосистем Оксана Никитина. - В это время обе станции пропускали меньше воды, чем поступало в их водохранилища с сильными дождями, поэтому сбросы - всё же не основная причина сильных затоплений.

Интересно также и утверждение: «Всему виной незарегулированные реки». Значит, их НУЖНО зарегулировать?

Наводнения на Амуре и его притоках - типичные явления в связи с обильными летне-осенними муссонными дождями, - продолжает Оксана Никитина. - Но их периодический характер часто игнорируется, и спустя несколько лет после сильных паводков на затапливаемых территориях строятся новые и реконструируются прежние хозобъекты. При этом велика вероятность усиления частоты и интенсивности паводков в условиях глобального потепления климата. Поэтому важно, учитывая особенности региона, адаптироваться к наводнениям, а не бороться со стихией.

Удержание максимального стока водохранилищами (к примеру, Зейским - более 19 млрд тонн воды - рекорд за всю историю наблюдений) - традиционный защитный подход, утверждает эксперт. Но плотины не в силах полностью контролировать сток рек, особенно при сильных и продолжительных дождях. При этом строительство плотин наносит значительный урон окружающей среде. Так что возведение новых плотин - крайняя мера, и до проектирования новых гидроузлов крайне важно оценивать альтернативы.

Меры адаптации к наводнениям в бассейне Амура должны включать оценку рисков затоплений и зонирование территории по степени их опасности, оптимизацию землепользования в периодически затапливаемых районах речных долин, адаптацию инфраструктуры к повторяющимся затоплениям, развитие системы страхования от стихийных бедствий, - считает Оксана Никитина. - Нужны и «природные» решения: так, сохранение и восстановление ландшафтов пойм позволит затапливать определённые участки природных территорий, что предоставит естественное пространство для разлива рек и улучшит условия обитания местных видов флоры и фауны.

Всё более конкретными становятся разговоры об изменении климата, в том числе амурского. Так, большой адаптационный проект на эту тему стартует у Всемирного фонда дикой природы уже в этом году.

Мы будем создавать компоненты системы мониторинга паводков, чтобы понять, как изменения климата влияют на водно-болотные угодья и обитающих на них животных. Но, учитывая, что эти территории прямо пересекаются с местами человеческой деятельности, для людей это тоже будет полезным, - отмечает координатор проектов WWF по ООПТ Юрий Гафаров.

Между тем, по словам руководителя Росводресурсов Дмитрия Кириллова, паводок-2021 станет причиной изменения предельного уровня наполняемости водохранилищ Зейской и Бурейской ГЭС, в том числе для создания дополнительной противопаводковой ёмкости. Эту задачу нужно решить к следующему паводкоопасному периоду.

Кстати

Ситуация с наводнением в Приамурье официально перешла в ЧС федерального характера. А это наверняка уже другой уровень помощи пострадавшим. Ответственных призывают как можно быстрее перечислять подтопленцам выплаты, начинать ремонт и строительство жилья, особенно на севере региона, куда намного раньше придут холода.

Между тем

В 2021 г. область ушла с накопленным двухлетним переувлажнением почвы, которое, растаяв по весне, фактически положило начало роковому паводку. Есть ли риск уйти и в 2022-й с таким же переувлажнением?

Пока прогнозировать рано: мы ещё не знаем, каким будет весь август, - комментирует замдиректора амурского Гидрометцентра Елена Печкина. - Погибшие посевы - это одно, но в целом почва может успеть просохнуть. У нас может быть достаточно сухим сентябрь. Наконец, у нас не всякий год даже в середине октября снег выпадает. Показательный пример: наводнение-2013, а 2014-й был вполне благоприятный, потому что в предыдущем вся третья декада августа была сухой, весь сентябрь, октябрь, и даже ноябрь были аномально тёплыми - рекорд за всю историю наблюдений.

Последние данные по последствиям паводка:

ущерб - 6,2 млрд рублей, пострадал 91 населённый пункт в 20 районах и городах, в зону подтопления попало более 1200 жилых домов, 4600 приусадебных участков, 13 социально значимых объектов образования, здравоохранения и соцподдержки, повреждены 39 автомобильных мостов, подтоплено свыше 400 участков автодорог.