Ever Given сняли с мели: Хорошая новость для Путина, плохая для Навального
29 марта новостью №1 в мировых СМИ стало сообщение, что ранним утром понедельника был «освобожден из песочного плена» японский супер-контейнеровоз, заблокировавший движение по Суэцкому каналу. Спутниковые снимки MarineTraffic.com на 06:00 мск показали, что выпуклый нос корабля, пять дней назад прочно застрявший на восточном берегу, был оторван от земли. Десяти буксирам помогла Луна, точнее мощный прилив, вызванный полнолунием.
Похоже, что история с гигантским кораблем Ever Given размером с небоскреб, который застрял боком на важнейшем водном пути и создал пробку вселенского масштаба, близка к хеппи-энду. И хотя еще утром 29 марта 450 судов, перевозящих буквально все - от сжиженного газа до крупного рогатого скота, все еще стояли на якорях, но корабельные гудки были расценены наблюдателями как добрая новость. Чуть позже Служба слежения за судами VesselFinder на своем веб-сайте изменила статус судна Ever Given с «сел на мель» на «в пути».
Однако эта блокировка будет иметь последствия, как политические, так и экономические. Безусловно, Каир сделает выводы, поскольку Страна пирамид, как оператор водного пути, понесла самые большие репутационные потери. Глобальным торговым игрокам однозначно нужна альтернатива, авария с Ever Given наглядно показала, насколько опасно ориентироваться только на египетский коридор.
Да, Каир обещает за счет Суэцкого канала-2, построенного параллельно старому руслу и дающего возможность встречного движения кораблей с севера на юг, довести суточную пропускную способность с 49 судов до 97-и к 2023 году. Но, как демонстрирует ситуация с Ever Given, достаточно затонуть одному контейнеровозу или танкеру, чтобы надолго вывести из строя самый короткий путь между Средиземным и Красным морями.
Между тем, немецкий страховщик Allianz заявил: блокировка Суэцкого канала на одну неделю будет стоить мировой торговле от $6 млрд. до $10 млрд. и снизит годовой рост торговли на 0,2-0,4 процентных пункта. Понятно, что страховщики, не будь дураками, подняли сразу свои ставки из-за риска новых аварий в Египте.
На этот момент, в частности, указывает судоходный брокер Braemar ACM, который сообщил изданию Wall Street Journal, что стоимость аренды некоторых судов для доставки грузов на Ближний Восток и в Китай (и обратно) подскочила на 47%. Возможно, с возобновлением трафика через египетский коридор цена немного снизится, но к прежнему уровню не вернется.
Портал The Conversation, со ссылкой на экспертов по морской безопасности, предупреждает, что современные контейнеровозы и танкеры все чаще будут попадать в такие ситуации в египетском коридоре. Меняющийся климат не только увеличивает частоту бурь, но и скорость ветра, тогда как парусный эффект кораблей-гигантов никто не отменял. Словом, ширина Суэцкого канала не соответствует новым требованиям по безаварийной проводке судов.
«Имея возможность перевозить более 150 000 тонн грузов, эти суда не могут остановиться внезапно, - констатирует Джонатан Эсте, аналитик The Conversation. - Если что-то пойдет не так, у экипажей будет очень мало времени, чтобы среагировать, прежде чем корабль сядет на мель. Это делает блокировку канала почти неизбежным явлением».
Эксперты также боятся, что «подсказкой» воспользуется кто-то из террористов, чтобы попиариться на глобальной катастрофе.
Впрочем, египтянам с контейнеровозом Ever Given еще повезло. Если бы инцидент произошел в нескольких километрах от порта Суэц, где заканчивается пролив, корабль налетел бы на скалистое дно и, наверняка, получил опасные повреждения. Тогда бы его могла ждать участь круизного судна «Коста Конкордия», который, несмотря на свои исполинские размеры, затонул.
Понятное дело, каждая страна просчитывает минусы и… плюсы аварии с контейнеровозом Ever Given. Тель-Авив, например, активизировал работу вокруг коридора Red-Med, который соединит порт Эйлат в заливе Акаба на севере Красного моря с израильскими портами на Средиземноморском побережье по высокоскоростной железной дороге. Еврейское государство рассматривает его как сухопутный аналог Суэцкого канала. Китай, кстати, проявляет интерес к этому маршруту с точки зрения диверсификации своих грузопотоков.
Но, по мнению очень многих экспертов, в выигрыше из-за блокировки египетского маршрута будет РФ. «Авария в Суэце является чистым позитивом для усилий России по расширению прямых трубопроводных маршрутов в Европу, особенно для газа, и продвижению Северного морского пути», - заявил основатель Macro Advisory Крис Уифер.
Если бы контейнеровоз Ever Given перегородил канал в феврале - в пик морозов, то ЕС в целом и Германию в частности ждал бы тяжелейший энергетический кризис. Именно поэтому, по мнению Карлоса Торреса Диаса из Rystad Energy, главы отдела рынков газа и электроэнергии, текущая блокада будет иметь «большие последствия для мировой логистики, включая торговлю СПГ, поскольку поставки в Европу от одного из крупнейших мировых производителей СПГ — Катара — проходят только через Суэцкий канал».
Что важно: европейцы не смогут быстро заместить катарские объемы газа в условиях ажиотажного спроса в холодное время года. Если их поставка вдруг прекратится, то одна часть Старого Света мгновенно погрузится в темноту и холод, а другая - обогреется исключительно за счет русского газа. Тогда ЕС, как конфедерации государств, придет конец.
Что касается американского сжиженного газа, то США требуется около 42 дней, чтобы через Суэцкий канал доставить СПГ на более выгодный азиатский, чем европейский рынок. Это очень-очень долго, но альтернативный маршрут вокруг мыса Доброй Надежды вовсе лишает всякого смысла срочные контракты с океанскими поставщиками. Как сказано в русской пословице «Дорога ложка к обеду».
Другими словами, глобальные газовые игроки слишком уязвимы от потенциальных проблем в египетском транспортном коридоре. «То, что одно судно может сделать с мировым углеводородным рынком, просто поразительно», - сказал Бьорнар Тонхауген, глава отдела нефтяных рынков Rystad Energy.
Можно не сомневаться, аналитические записки о последствиях и рисках суэцкой пробки уже легли на столы глав государств, в том числе европейских. В Берлине и Париже знают, что Москва дорожит своей репутацией надежного поставщика газа по трубопроводным системам. И это выгодно стало выделять Россию на фоне Катара, полностью зависящего, как показала история с Ever Given, от функционирования египетского коридора.
Сейчас у европейских политиков на своеобразных весах на одной чаше оказалась энергетическая безопасность ЕС, а на другой чаше - Навальный, который еще недавно считался на Западе «главным могильщиком режима Путина». Очевидно, что хозяин Кремля находится в несоизмеримо лучшей позиции, чем берлинский пациент. Как пишет европейское блогерское сообщество, последнее мировое событие опять складывается в пользу президента России и рикошетом бьет по проамериканской оппозиции.