Норильская трагедия: коттеджи с красивым видом построили под лавинным склоном

Норильская трагедия: коттеджи с красивым видом построили под лавинным склоном

На горнолыжной базе «Гора отдельная» в Норильске продолжаются спасательные работы. 10 января объявлен в крае Днем траура: в результате ЧП под лавиной погибла целая семья — супружеская пара и их полуторагодовалый ребенок. Председатель правления ассоциации «Безопасность туризма» Сергей Груздь рассказал «МК» о проблемах в горнолыжном секторе.

Лавина сошла в районе Талнах поздно вечером 8 января. По словам жителя Талнаха Давида, МЧС регулярно предупреждают о непогоде и советует сидеть дома, но конкретно про эту гору сообщений никто не получал. Впрочем, и лавин там никогда не было, подобного жители не ожидали. Под снежным завалом оказалось пять домов горнолыжного комплекса, но только в одном из них были люди. Одной семье из этого дома удалось спастись. Сейчас их жизням ничего не угрожает, они отказались от медицинской помощи. Вторая погибла под лавиной.

У туристической базы «Гора отдельная» 13 учредителей, входящих в ассоциацию по организации отдыха для любителей горнолыжного спорта. Председателем правления значится Игорь Шаталов – руководитель ООО «Тирада» (торговля лесоматериалами и стройматериалами), а также ООО «Автодом» и «Росконтракт» (специализируются на торговле автозапчастей). Еще одним из членов ассоциации является гендиректор ООО «ПИК-Комфорт» Олег Малахов.

Специалисты разбираются, что стало причиной схода лавины. Среди самых популярных версий случившегося: аномальное количество снега и то, что склон не обслуживался должным образом. Более того, здание администрации базы и домики находились прямо под склоном и ничем не были защищены.

Председатель правления ассоциации «Безопасность туризма» Сергей Груздь уверен, что на участке не велся мониторинг лавинной опасности:

— По моему мнению, одна из причин случившегося – это неправильное расположение объектов инфраструктуры, в частности домиков. Это горная местность, горнолыжные спуски, поэтому обязательно нужно учитывать лавинную опасность. Необходимо разбираться, как и кем был согласован генеральный план этого объекта. Кто размещал эти домики непосредственно под этим склоном, проводилась ли экспертиза, как это установлено законодательством? К сожалению, очень часто в погоне за деньгами инвесторы выбирают красивые места, но забывают про безопасность. Не хотелось бы думать, что здесь именно такая ситуация, но одна из версий указывает именно на это.

Второй момент – эксплуатация. Мы знаем, что это снежный регион, там частые бури, ветра. Должно было быть обеспечено наблюдение за образованием лавинной опасности, и есть определенные методики оценки обстановки. По крайней мере, видя нарастание такой угрозы, нужно было эвакуировать людей из этих домиков в безопасные места. Принять какие-то меры, а не ждать, когда случится трагедия.

Теперь это предмет разбирательства в рамках уголовного дела. И это должно стать уроком, потому что сейчас стало модным создавать туристическую инфраструктуру, в том числе на особо охраняемых природных территориях. Развивать внутренний туризм, конечно, нужно, но нельзя забывать и об этих моментах. Природа вообще не прощает ошибок, она требует бережного и внимательного отношения, в том числе с точки зрения безопасности экологической и других аспектов.

Так что, на мой взгляд, сыграло роль два фактора: неправильное расположение домиков и отсутствие мониторинга за лавинной опасностью. Но все это покажет следствие.

— Могла ли лавина появиться внезапно?

— Конечно, нет. Есть методики отслеживания образования лавинной опасности, которые прогнозируют приближение такой катастрофы. Есть специалисты, которые следят, скажем, за дорогами в Кавказских горах и при необходимости расстреливают лавиноопасные участки из специальных пушек, чтобы спустить снег самостоятельно. В данном случае, система мониторинга попросту отсутствовала.

— Как вы оцениваете состояние горнолыжного сектора в России?

— Я бы разделил его на несколько частей. Во-первых, есть канатные дороги, которые считаются высоко опасным производственным объектом по законодательству. Ростехнадзор жестко регламентирует их эксплуатацию. А что касается самих горнолыжных спусков, то здесь ситуация другая. Сегодня нет четких норм и требований, как должны быть обустроены горнолыжные спуски с точки зрения безопасности катающихся.

Нормы по объектам размещения есть, но ими иногда пренебрегают, не проводят экологическую экспертизу.

Ну и конечно многие любят кататься по не обустроенным местам. Ежегодно люди получают переломы, есть и летальные исходы…

После подобных трагедий проводятся проверки. Ростехнадзор проводил их в 2018 году, и почти половина горнолыжных спусков имела серьезные нарушения требований безопасности. Тогда они смотрели канатные дороги и сооружения, связанные с канатными дорогами, чтобы не повторить трагический случай, который произошел в Грузии.

Важно, чтобы инвесторы в эйфории от роста внимания к российским горнолыжным курортам не забывали про безопасность. Нужно внедрять страхование ответственности владельцев горнолыжных курортов на тот случай, если произойдет трагедия. Сейчас в Норильске спасатели за счет бюджета все это вынуждены разгребать, искать тела погибших. Конечно, это их работа, но я считаю, что владелец подобного объекта должен финансировать подобные мероприятия и нести определенную ответственность.

Источник