Израильским инженерам удалось восстановить летную годность утопленных истребителей

В конце июня этого года последний из 8 многоцелевых самолетов F-16C Block-40 Barak ("молния"), затонувших во время ливня на израильской авиабазе Хацор, под такт. номером 542, вернулся на боевую службу в 101-й эскадрилье после длительной реконструкции. Эксперты портала aviav.ru узнали подробности восстановления последней партии самолетов, наиболее пострадавших после шторма 9 января 2020 года, который затопил подземные укрытия базы Хацор. Напомним, что за 30 минут на ангары для парковки готовых к действию израильских F-16C вылилось 50 миллионов литров воды. Многие военнослужащие были заблокированы в подземных сооружениях и их пришлось спасать. Оказалось, что электрические установки и электронные системы самолетов 101-й и 105-й эскадрильи были повреждены водой. При этом, машины101-й эскадрильи пострадали больше всего. Вопреки оптимистичным заявлениям от января 2020 года о том, что затопленные самолеты после быстрого ремонта в течение нескольких недель снова будут в строю, над тремя истребителями потребовалось несколько месяцев технических работ, включая замену некоторых кабелей и авионики. В то время было подсчитано, что это будет стоить более 30 миллионов шекелей (другие источники дают сумму, рассчитанную в долларах США - 8,7 миллиона). К счастью, первоначальные оценки, согласно которым ремонт авиационной техники должен был стоить израильтянам сотни миллионов шекелей, не оправдались. На наименее поврежденных (в соответствии с классификацией Chejl ha-Awir - в малой и средней степени) F-16C из 105-й эскадрильи применялись процедуры ремонта на месте — ими занимались специалисты по техническому обслуживанию с базы в Хацоре. Все прошло достаточно гладко, так, что первые 5 из затопленных самолетов F-16C после осушения, инспекции и наземных тестов начали испытательные полеты уже в феврале 2020 года. Три самолета (в том числе с тактическими номерами 534 и 542), оказавшиеся в худшем состоянии, были разобраны и доставлены наземным путем в ремонтный и сервисный центр израильских ВВС на базе в Тель-Нофе. Необходимо было изучить влияние воды на возможное развитие внутренней коррозии конструкции F-16C и заменить компоненты, подверженные риску, а затем все обработать предохраняющими от порчи материалами. Не говоря уже о замене электрического и электронного оборудования. Выполнение соответствующих технических процедур и проверка качества работ было долгим, дорогим и трудоемким. Оно длилось пять месяцев. Отдельной проблемой израильских ВВС, о которой стараются особо не распространяться, была проблема затопления складов с чрезвычайно дорогими, высокоточными боеприпасами. Нигде не упоминанется, какая часть снаряда, хранящегося под землей, оказалась непригодной для использования. Никто не знал, как будут работать влажные кабели и металлические разъемы, подверженные воздействию воды, или механическое управление наименее поврежденных самолетов ... В общей сложности во второй половине июня 2020 года к обычному дежурству после серии испытательных полетов под управлением летчиков из специального подразделения был возвращен F-16C с тактическим номером 542 - последний из затонувших в январе самолетов 101-й эскадрильи. Стоит напомнить, что после инцидента на базе Хацор израильские военно-воздушные силы впервые попытались скрыть всю ответственность за произошедшее. Затем, под давлением средств массовой информации и общественного мнения, начальник штаба ВВС Израиля генерал Нир Баркан создал специальную комиссию по выявлению халатности, проступков и людей, которые их совершили. Командующий ВВС Израиля генерал Амикам Норкин подвергся открытой критике. Интересен тот факт, что в первые дни февраля 2020 года полковник А. (имя не раскрывается) - командир базы Хацор подал в отставку не дожидаясь разбирательства. Он получил повышение и стал ... военным атташе за границей. Официальное предупреждение о внесении в дело получили начальник затопленной эскадрильи F-16 и начальник технической службы базы. Их вина заключалась в том, что они не вывели машины из укрытий, когда те стали представлять опасность. Андрей Бочкарев

Израильским инженерам удалось восстановить летную годность утопленных истребителей
© AirCargoNews.ru