Войти в почту

Теракт с концами под водой

Читавшие блистательный роман «Аэропорт» Артура Хейли наверняка вспомнят одну из сюжетных линий. Погрязший в долгах хронический неудачник проносит на борт самолёта бомбу. И надеется, что его семья получит страховку после того, как сам террорист отправится в преисподнюю. Хейли написал свой «Аэропорт» в 1968-м. А история, которую мы расскажем, произошла спустя 17 лет, в 1985-м. Прогресс в обеспечении безопасности авиаперевозок мог шагнуть далеко вперёд. Но, увы, не шагнул. Технологический уклад и подход к досмотру багажа был всё такой же формальностью в середине 80-х. Экипажу планового рейса № 182 авиакомпании Air-India и трём сотням пассажирам, летевшим в самолёте, который следовал из Монреаля в индийский Бомбей через Лондон и Дели, за это пришлось расплатиться жизнями. Самолёт Boeing 747-237B борт VT-EFO курсировал между Индией и Канадой, совершая промежуточные посадки в немецком Франкфурте-на-Майне. Рейс из Индии в Канаду (AI181) мог закончиться аварийной посадкой – забарахлил один из двигателей. Коллеги из канадского Торонто (к их чести!) отнеслись к поломке более чем внимательно. Компания Air Canada предоставила индусам свой двигатель, а неисправный надёжно зафиксировали между вторым двигателем и фюзеляжем, чтобы транспортировать в Бомбей, на ремонт. Скорость от этого упала (с 892 до 860 км/ч), но это было не критично. Замена двигателя в Торонто привела к тому, что в Монреале самолёт приземлился со значительным опозданием. Там номер рейса был изменён на AI182. Предстоял долгий путь через Атлантику назад, в Индию, с посадкой в Лондоне. Двигатель, подаренный канадцами, работал без нареканий. Что можно сказать про экипаж? Лётчики и бортпроводники, которых было, учитывая количество пассажиров, аж 19 человек, были гражданами Индии. Командир корабля Ханс Нарендра был не просто опытным лётчиком, а экспертом своего дела, который безупречно работал в компании почти 30 лет. Начиная с 1956 года. В кресле КВС он летел из Индии в Канаду, а на обратном пути в командирское кресло садился 41-летний Сатвиндер Биндер, тоже очень опытный пилот, который имел многотысячный налёт на «747-м», как в роли командира, так и в роли второго пилота. Был в команде пилотов и человек, который очень надеялся, что этот полёт будет в его лётной карьере последним. Речь о бортинженере Даре Думасиа. На момент трагедии ему уже исполнилось 57. Он планировал слетать в Канаду, вернуться в Индию и написать заявление об уходе, после чего выйти на пенсию. Думасиа работал в Air India дольше всех – с 1954 года. Персонал из 19-ти проводников был разновозрастным. Кому-то перевалило за 40. Кто-то был ещё совсем молод. Большинство бортпроводников устроилось в Air India в роковом 1985-м. Были и те, кто пришёл в авторитетную индийскую компанию на год раньше, в 1984-м. Этот Boeing 747 впервые поднялся в воздух 19 июня 1978 года. 7 лет для воздушного судна – не возраст. Когда самолёт был уже в воздухе, где-то далеко, в японском Токио, произошёл первый взрыв. Это случилось не в самолёте, а в аэропорту: из канадского Ванкувера прилетел точно такой же 747-й «Боинг» компании Canadian Pacific Air Lines. Часть его багажа принадлежала летевшим пассажирам, а другая часть была «транзитной». Те, кто положил бомбу в багаж, точно знали, что в Токио транзитные чемоданы и сумки переложат в другой самолёт — рейс AI301, летевший в Индию. Один из японских грузчиков, переносивших транзитный багаж, допустил неосторожность, выронил чемодан. Грянул взрыв, в результате которого погибли двое сотрудников токийского аэропорта, четверо были ранены. Эта роковая для погибших и раненых случайность парадоксально спасла жизнь 177-ми пассажиров, направлявшихся из Токио в Индию. Если бы сумки были загружены в самолёт, улетавший в Дели, то трагическая дата 23 июня 1985 года была бы ознаменована гибелью не одного, а двух самолётов. Взрыв в Токийском аэропорту произошёл на два часа раньше, чем взрыв на борту летевшего над Атлантикой из Канады в Индию рейса AI182. До берегов Туманного Альбиона оставалось около 20 минут лёта. Самолёт вошёл в зону контроля диспетчерского центра международного аэропорта Шаннон. Установить контакт с ирландскими диспетчерами удалось не сразу: пилоты выставили неправильный код ответчика. В остальном радиообмен между землёй и 747-м Боингом, летевшим из Канады, шёл в штатном режиме. Посадка с целью дозаправки и высадки пассажиров, летевших в столицу Великобритании, была намечена в Лондоне. Диспетчер Майкл Куинн с позывным «Шаннон-контроль» успел дать командиру воздушного судна Биндеру необходимые установки для продолжения полёта. Вместе со своим коллегой Томасом Лейном он разруливал непростую ситуацию в воздухе. В непосредственной близости от рейса AI182 в воздухе были ещё два борта – рейс 770-й компании Trans World Airlines и 282-й, тоже канадский, компании Pacific Air Lines. Куинн и его коллег Лейнс, не мигая смотрели на экран, когда в их наушниках, в 7 часов 14 минут 23 июня 1985 года раздался звук включённого передатчика одного из самолётов, находившихся в воздухе. Возможно, после взрыва у 41-летнего КВС Биндера была какая-то доля секунды, и он включил передачу, чтобы подать сигнал «Mayday» (тревога). Но не успел. Самолёту разнесло хвост. Капитан сухогруза «Laurentian Forest» увидел вспышку в небе, и заметил, что «Боинг» крутануло дважды вокруг своей оси, после чего, он рассыпался на части, как игрушечный, и упал в воды океана. В диспетчерском центре аэропорта «Шеннон» не знали об этом. AI182 просто исчез с радаров. Попытки связаться с пилотами ни к чему не привели. Грузовые суда, находившиеся в районе падения, спешили на помощь. Но помогать было уже некому. Не успев осознать, что же именно произошло, погибли все 329 человек, находившихся на борту. Произошедшее в нейтральных водах, всего в 176 км от ирландского города Корка, стало · самой масштабной катастрофой, произошедшей над водами, в истории мирового авиасообщения · первой террористической атакой на Boeing-747 · и не имеющим аналогов терактом в истории Канады. Кто это сделал? Процесс извлечения обломков из вод Атлантического океана тянулся не одну неделю. Комиссия «Интерпола», собранная из лучших следователей разных стран, убедилась в том, что это теракт, далеко не сразу. Точку в многочисленных версиях о том, что же произошло, поставили найденные бортовые самописцы. Полиция напала на след преступников лишь спустя год Ими оказались находившиеся в Канаде индусы из числа готовивших на индийского премьер-министра Раджива Ганди группировок. Оказалось, что находившиеся в аэропортах Ванкувера и Торонто террористы Лал Сингх и Аммана Сингх беспрепятственно сдали в багаж чемоданы, начинённые взрывчаткой. А на посадку не явились, избежав тем самым статуса террористов-смертников. Смертная казнь в Канаде была отменена де-факто в 1963-м, а де-юре это случилось в 1976-м. Приговор Лалу Сингху за теракт, который произошёл в Токио, где погибли двое грузчиков, был неожиданно мягким. Но спустя 12 лет, в 2001-м, за три дня до его освобождения, Сингху неожиданно предъявили обвинение в гибели рейса 182 Air-India. И он понял, что это надолго. Точнее, теперь уже навсегда. Такая история.

Теракт с концами под водой
© Русская Планета