Войти в почту

Жуткая история катастрофы ТУ-154 в джунглях экватора

Так уж случилось, что самые громкие авиакатастрофы связаны с легендарным самолётом Ту-154. Не так давно мы отмечали круглую дату с момента падения Ту-154 под Смоленском. Она унесла жизнь президента Леха Качиньского, его жены и всего политического руководства Польши. В памяти более «свежая» и не менее яркая катастрофа Ту-154Б-2 ВВС России над Чёрным морем, случившаяся 25 декабря 2016 года, на 39-й секунде полёта. Тогда в полном составе погиб ансамбль Александрова. Оборвалась жизнь Елизаветы Глинки, более известной под именем «Доктор Лиза». Об истинных причинах катастрофы нам так ничего и не рассказали, так как результаты расследования составляют государственную тайну, а каждый из безутешных родственников разорванных на молекулы пассажиров, дал подписку о неразглашении. Фрагментация частей тела погибших настолько мелка, что у кого-то в гробу вместе с положенной туда военной формой оказался зуб близкого человека, у кого-то кусочек его лёгкого. По официальной версии сразу после взлёта 35-летний КВС майор Роман Волков потерял пространственную ориентацию и допустил ошибки, в результате которых самолёт упал в Чёрное море. По другой версии, экипаж попросту перепутал рычажок, которым убираются шасси, с регулятором закрылок. Во всех самолётах Ту-154 они расположены рядом. В результате были убраны не шасси, а закрылки, что обрекло на гибель взлетающий самолёт. Мельчайшая фрагментация тел пассажиров намекает на то, что в Сирию летели не только с концертом, но и «с чем-то ещё». Ту-154, который сегодня практически полностью вышел из коммерческой эксплуатации, был далеко не самым падающим самолётом в мире. На 1 млн 40 тысяч часов налёта у советского самолёта приходилась 1 катастрофа. Вдвое хуже статистика у Ил-76 (1 катастрофа на 550 000 часов). Но на первом месте стоит «импортный» Boeing-737 Original (первое поколение). В эти минуты в небе находится порядка тысячи лайнеров Boeing-737. И сравнительная статистика не в пользу западных разработчиков. Если за всю историю Ту-154 упал 71 самолёт и погибло 3078 человек, то «братская могила» Boeing-737 будет поглубже и пошире. По тем или иным причинам из поднебесья рухнуло аж 122 самолёта Boeing-737, а погиб в этих катастрофах целый маленький город – 5386 человек. Даже если сложить суммарно количество погибших на советских самолётах Ту-154 и Ил-76 (эти самолёты падали 81 раз и стали причиной гибели 1133 человек), разработчики Boeing-737 всё равно угробили больше на целую тысячу. При этом ущербное программное обеспечение самой новой модификации Boeing 737 MAX, только за 2018-2019 годы угробило два новейших самолёта и стало причиной смерти 346-ти человек. Причина далеко не всех катастроф очевидна. И речь не только о случаях, когда в Сирию под видом концерта везут боеприпасы. Взять, например, катастрофу, которая произошла 44 года назад 1 июня 2020 года. «Аэрофлот» в ту пору активно летал по «развивающимся» африканским странам. Немудрено! Товарищи Хрущёв, а затем и Брежнев активно пытались привить «африканским товарищам» коммунистические ценности. С этой целью в 70-е мы установили дипломатические отношения с 11-ю африканскими странами. Вероятно, осознав, что советский народ давно «живёт в избытке» и «приблизился к триумфу коммунизма», наши вожди стали вбухивать многие миллионы долларов в развитие коммунистического движения в Африке. Туда шли колоссальные деньги, оружие, военная и другая техника. А главное – люди. Только через Анголу и только по линии 10-го Главного управления ГШ ВС СССР с 1975 по 1991 год 10 тысяч 985 наших солдат и офицеров. Советские военнослужащие, руководство которых было очень охочим до борьбы за мир во всём мире, направлялись в жаркие африканские страны — Анголу, Эфиопию, Мозамбик, чтобы сложить там головы непонятно за чьи интересы. Тем, кто погиб в бою, приписывалась смерть от разных интересных тропических лихорадок и несчастных случаев. Не напишешь же, что в кого-то из солдат и офицеров нашей доблестной армии всадил рожок из АК-47 представитель одной из противоборствующих в гражданской войне сторон? Соответственно, «ангольские партизаны» летали учиться и формировать базовый культурный уровень в высшие учебные заведения Москвы и страны Варшавского договора. Рано утром, в 5 часов 52 минуты, 1 июня 1976 года, из аэропорта столицы Анголы — Луанды — в небо поднялся направляющийся в Москву новенький Ту-154А, выпущенный Куйбышевским авиазаводом всего год назад. Самолётом управлял опытный экипаж. Комфорт 31-го гражданина Анголы обеспечивали четверо советских бортпроводников. По дороге в Москву нужно было выполнить целых три промежуточных посадки. Одна из них должна была состояться в Малабо, столице Экваториальной Гвинеи. Полёты над этой страной контролировали «профессиональные» африканские авиадиспетчеры, у каждого из которых, как станет известно позже, в процессе расследования, было… 4 класса образования. Как же так? Дело в том, что образование в этой стране было строжайше запрещено, а за ношение очков, выдающих в тебе интеллектуала, можно было расплатиться жизнью. В 1976 году Экваториальную Гвинею возглавлял легендарный Масиас Нгема. Уникальный правитель вчерашней испанской колонии все 11 лет своего правления умудрялся брать деньги и от СССР, и от Запада, формируя валютный фонд страны у себя в чемодане, чтобы под финал своего правления… съесть эти деньги. Не в переносном смысле, а в прямом. Выбившийся в президенты на волне революционных преобразований двоечник Нгема осуществил мечту любого лоботряса: упразднил школы, призывал расчленять умных, объявил ключевым врагом систему образования, убил попытавшихся возражать ему министров, запретил религию и провозгласил лозунг: «Нет Бога, кроме президента!». Что можно сказать о специалистах, сажавших самолёт в Малабо в 1976-м, в период правления Нгемы? Вероятно, на их фоне корифеями выглядят даже авиадиспетчеры из Шереметьево, от души посмеявшиеся над аварийной посадкой самолета Sukhoi Superjet-100 5 мая 2019 года и прокомментировавшие его словами: «Нормально он сел, с огоньком!» Последнее, что было слышно в эфире, это то, как малабонцы попросили советского пилота сообщить им, если он, всё же, увидит взлётно-посадочную полосу. Но опрометчиво решивший садиться в Малабо КВС Владимир Федорович Ивченко её так никогда и не увидел. И на связь больше не выходил. Ни с Малабо, ни с Москвой, ни с кем… По ошибке самолёт направили в сторону южного склона вулкана Сан-Карлос, где он и упал. Были организованы поиски. Советским лётчикам ещё не до конца выживший из ума Нгема услужливо предоставил свой личный самолёт Ка-26. Своя авиация у президента Экваториальной Гвинеи тоже была, но летать умела ещё не так хорошо. 6 июня советский пилот нашёл обломки самолёта в труднопроходимых джунглях. Но чтобы добраться до него потребовалось ещё 12 дней. Причины катастрофы на протяжении 44 лет остаются неизвестны. Есть лишь предположение, что вышел из строя радиолокатор, и на самолёт было оказано «внешнее воздействие». А вот каким оно было? Тут, конечно, небольшое затруднение с ответом. Но исключить, что в руках кого-то из развивающихся детей тамошних джунглей оказалась советская зенитная установка, как вы понимаете, нельзя. А что же Нгема? К 1979 году наш африканский друг успешно взошёл на пик прогрессирующего слабоумия. Сперва возглавил, а затем закрыл единственный банк в стране, перевезя все деньги к себе домой. Зачем? По той причине, что так надёжнее. В Экваториальной Гвинее не осталось людей, которые испытывали бы хоть какое-то чувство, кроме ненависти, к президенту, лично определявшему ценовую политику в стране. Если Нгема вставал в хорошем настроении, хлеб стоил копейки. Ну, а если в плохом? Миллионы! Любой интеллектуал признавался врагом народа, унижающим его достоинство, и подлежал уничтожению. Численность населения страны сократилась на 2/3. Узнав об этом от одного из своих ближайших чиновников, Нгема пришёл в бешенство и приказал расчленить его на тысячи мелких кусочков, произнеся фразу: «Научись считать!». К 1979 году все, кто не успел сбежать, были убиты. Гвардейцев, полгода не получавших зарплату и пришедших в последней надежде к президенту страны, Нгема велел расстрелять. «Революция в Африке побеждает! Ура, товарищи!» Ни одно дело революции в мире не было настолько простым! Когда за Нгемой пришли, охранники, уставшие от президента-идиота, молча расступились перед военными. Но президента не было в присутствии. Прихватив чемодан с остатками валютного фонда державы, он ломанул через джунгли. Там его и нашли спустя две недели жующим купюры вместо бананов. Обидно: большая часть денег СССР и Запада пришла в негодность. Вскоре Нгему повели на расстрел по приговору суда. Но никто из местных не решился нажать на курок. Слишком велико было суеверие выросшего при нём поколения, заключавшееся в том, что Масиас Нгема – и есть бог. Набрали соседям-марроканцам. Те подъехали, чтобы исполнить приговор. Секрет о том, почему упал советский самолёт с 31-м гражданином Анголы, Нгема, если и знал, то унёс с собой в могилу. Такая история.

Жуткая история катастрофы ТУ-154 в джунглях экватора
© Русская Планета