Из-за пандемии пассажирские авиаперевозки сократились в 20 раз
Масштаб убыток колоссален. В каких условиях работают компании, узнала корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова. Во всех столичных аэропортах подобная картина. Международных рейсов нет. На внутренних загрузка небольшая. Привокзальная площадь во Внуково. И здесь никаких заторов из машин такси. «На прошлой недели в аэропорту «Внуково» было обслужено 9 тысяч пассажиров, что меньше на 98% чем было в мае прошлого года», – рассказала руководитель отдела по работе со СМИ международного аэропорта Внуково Оксана Соколова. Smartavia планировала 260 рейсов. Выполнила 39. Половина авиапарка стоит. Вторая летает. И то самолеты полупустые. Доходы упали. Расходы нет. В такой ситуации, чтобы вовсе не спикировать вниз, авиаперевозчик взялся возить грузы. Теперь на пассажирских сидениях мешки в багажных сетках. «Сейчас, когда объем перевозок, снизился мы платим немалые деньги за то, чтобы пилоты не потеряли квалификацию. И пилоты наши постоянно проходят обучение и тренировки на тренажерах. Не один из сотрудников не был уволен с началом кризисной ситуации», – отметил директор по информационной политике и корпоративным коммуникациям авиакомпании Smartavia Виктор Аношкин. Летный состав сложно подготовить. Диспетчеров и инженеров тоже. Потому коллективы стараются сохранить. По данным авиационного профсоюза сейчас фактически работает только треть из всех, кто числится в отрасли. Остальные 70%, как говорят, на удалении. Правительство России в апреле выделила компенсации. Авиакомпаниям – 23 млрд. рублей. Аэропортам – 14 млрд. «Эти деньги будут подспорьем, потому что надо сохранить авиационный парк. Так как надо платить за аренду аэропортам и за техническое обслуживание самолетов», – добавил председатель общероссийского профсоюза авиационных работников Валерий Селитринников. Часть аэропортов снизили сборы на 10%. Поставщики топлива тоже не повышают цен. Но выручки у перевозчиков нет. Чтобы хоть как-то сократить размеры долговой ямы пассажирам отмененных рейсов предлагают ваучеры до лучших времен. «Большая часть авиакомпаний не имеет оборотных средств, чтобы произвести возврат денег, поэтому вынуждены идти на непопулярные меры, такие как выпуск специальных ваучеров или зачисление средств на пассажирские счета», – считает авиаэксперт Олег Пантелеев. Ваучер почти как билет, которым можно воспользоваться. Правда условия у каждой компании разные. У одних сроки его действия истекают через год. У других через три. Ваучером можно будет оплатить даже полет за границу. Вот только когда возобновят международные рейсы? Сейчас не берется гадать никто.