Гриппозный призрак приземлил самолёты

Если смотреть на сводки о закрытии границ и отмене авиаперелётов между странами, на ум приходит одно – пассажирское сообщение находится в предынфарктном состоянии. Utair приостановил регулярные рейсы в Берлин и Милан с 13 марта, в Вену и Ригу – с 17 марта по 31 мая, S7 Airlines не летит в Австрию, Болгарию, Чехию, Хорватию, на Кипр. «Победа» с 16 марта 2020 года не выполняет регулярные рейсы из Москвы в Ларнаку, Ригу и Эйндховен. Страны одна за другой закрывают границы. И так по всему миру. Три десятка авиакомпаний, в том числе крупнейшие: Air France, British Airways, американская Delta Air Lines отменяют рейс за рейсом. Что делать рядовым гражданам? Как можно быстрее уносить ноги домой любым возможным способом. Прежде чем лететь – подумай В этих условиях тысячи пилотов остаются без работы, самолёты «давят бетон» на стоянках, пассажиры сдают билеты или ломают голову над проблемой, как попасть домой из-за отменённых авиарейсов и закрытых границ. Коронавирус на марше! Со вторника закрылись страны ЕС, со среды – Россия. Для связи с миром, да и далеко не со всем, остаётся национальный авиаперевозчик – «Аэрофлот». В понедельник уже и «Аэрофлот» заговорил, сообщает ТАСС, что ощущает колоссальное давление, прежде всего финансовое, в связи с запретами перелётов, отменой рейсов, снижением спроса. Пресс-секретарь авиакомпании Юлия Спивакова рассказала, что «сотрудникам, у которых есть значительные неиспользованные отпуска, предложено ими воспользоваться, и многие, нужно сказать, откликнулись на это предложение. При этом, безусловно, сохранение уникального коллектива – одна из самых важных задач в компании». Ситуация патовая – летать некуда. Популярнейшие направления «схлопываются» на глазах. «С 18:00 16 марта по 30 апреля включительно въезд на территорию Кипра для иностранных граждан будет запрещён. Запрет не распространяется на граждан Кипра, легальных резидентов и тех, кто официально работает и учится на Кипре» – объявляет правительство островного государства. Что будет в мае, когда на Средиземноморье начнётся «высокий сезон», – неизвестно. Выживут немногие Массовые отмены чартерных перелётов туроператорами и закрытие популярных международных маршрутов грозят банкротством большинству авиакомпаний. Именно туристические сезоны позволяют им сводить дебет с кредитом и оставаться на плаву. И всё равно в абсолютно нормальной ситуации, без каких-либо антивирусных ограничений, авиаперевозчики традиционно демонстрируют убытки. Это несмотря на победные реляции о росте пассажиропотока. Понятно, что авиакомпании зарабатывают, но не настолько много, чтобы легко пережить смутные времена, – этот бизнес язык не поворачивается назвать высокорентабельным. Лизинговые платежи, высокие цены на авиационный керосин, который не желает дешеветь ни при каких условиях, навигационные и аэропортовые сборы. И пусть говорят, что «за всё платит пассажир», это не совсем верно. Одно дело – битком набитый салон лайнера при полёте в Анталью летом, другое – полупустой регулярный рейс в межсезонье. Первый приносит прибыль, второй генерирует убытки. А сейчас авиаторы должны возвращать деньги за уже проданные билеты в связи с отменой рейсов. Можно уверенно прогнозировать спад пассажиропотока и на внутрироссийских авиаперелётах. Мнение, что страна у нас такая огромная и всем авиакомпаниям найдётся работа, несостоятельно. Тут, конечно, в немалой степени подействуют убедительные пожелания многочисленных экспертов сидеть дома и работать на «удалёнке». Есть и другая сторона медали – в абсолютном выражении большая часть международных авиарейсов осуществляется через московские аэропорты. Внуково, Домодедово, Шереметьево – это, по сути дела, хабы, до которых люди летят из регионов, чтобы отправиться в зарубежное путешествие. Нет зарубежных поездок – нет смысла лететь из Кемерова или Перми в столицу. Предположение, что авиакомпании ринутся развивать маршрутную сеть внутри страны, ничем не оправдано – есть уровень рентабельности, запускать аэробус на 300 мест в Вологду или Киров – себе дороже. Да и доходы большинства сограждан не позволяют бесцельно кататься туда-обратно. Предложить пассажирам очень привлекательные по стоимости билеты? Но кто компенсирует расходы? Государство? Это будет, мягко говоря, очень накладно для бюджета. Субсидирование всех авиаперевозок в масштабах страны вряд ли возможно. Можно сказать, что единственный участник отечественного авиарынка, гарантированно способный пережить коронавирус, – это «Аэрофлот». За ним стоит государство. Как справятся с ситуацией дочерние компании национального авиаперевозчика, дальневосточная «Аврора» и лоукостер «Победа», – неизвестно. Мечты сбываются и не сбываются... 14 января президент Путин озадачил правительство созданием авиакомпании, которая, для начала, обеспечит авиасообщением Дальний Восток на самолётах отечественного производства. Как уже сообщали «Аргументы недели», за реализацией проекта должна была стоять госкорпорация «Ростех». Идея верная, продать заграничным авиаперевозчикам российские самолёты – задача сложная и сегодня малоперспективная. Это как с военной техникой – сначала надо самим принять образец на вооружение. Но единственный наш пассажирский самолёт, который пытались пристроить в зарубежные авиакомпании, региональный «Сухой Суперджет 100», потерпел там сокрушительное фиаско. В основном сыграло роль отвратительное послепродажное обслуживание авиалайнера. В авиакомпаниях процветает каннибализм, когда с одного борта на другой переставляют исправную запчасть или агрегат взамен вышедших из строя. Когда «Боинг» или «Эрбас» обеспечивают доставку запчастей порой за считаные часы, «Суперджеты» ждут ремонта месяцами. А на подходе ближне-среднемагистральный МС-21 и турбовинтовой регионал на 64 места Ил-114. Остаётся надеяться, с ними будет всё иначе, на грабли «Суперджета» не наступят. Создать авиакомпанию на отечественной авиатехнике, наладить её качественное и своевременное обслуживание – логичный ход. Следующим этапом «импортозаместить» иномарки в парке национального авиаперевозчика, а там, глядишь, и другие подтянутся. Казалось бы, что сложного – зарегистрировать авиакомпанию с государственным участием, и, например, через Государственную транспортно-лизинговую компанию (ГТЛК) приобрести самолёты, и летать, создавая конкуренцию эксплуатирующим «Боинги», АTR, «Бомбардье», «Эмбрайеры» и «Эрбасы». Но тут газета «Ведомости» публикует материал, что «Аэрофлот» и «Ростех» могут поссориться из-за поручения Путина. «Аргументы недели» по своим источникам в отрасли проверили информацию и сделали вывод – так и есть. В качестве базовой авиакомпании для пересадки на отечественные самолёты выбрали дочку «Аэрофлота» – дальневосточную «Ангару». И предложили «Ростеху» её выкупить. Но «Ростех» совершенно не горит желанием влезать в бизнес пассажирских авиаперевозок, госкорпорации достаточно того, что к ней присоединили Объединённую авиастроительную корпорацию (ОАК). «Ростех» и так взвалил на себя бремя создания и производства самолётов. Даже в централизованном СССР существовал заказчик авиатехники – Министерство гражданской авиации и исполнитель – Министерство авиационной промышленности. А национальный авиаперевозчик «Аэрофлот» не хочет связываться с самолётами российского производства. Формально позиция ясная – в России нет линейки самолётов подходящей размерности для работы в Дальневосточном федеральном округе. «Суперджет» на 98 пассажиров переразмерен да и очень требователен к качеству взлётно-посадочных полос. На грунтовые и просто грубые полосы из бетонных плит ему путь заказан. В парке «Аэрофлота» и так уже есть 55 этих лайнеров. А тут требуется самолёт на замену Ан-24. Только к 2022 г. обещают начать серийный выпуск Ил-114, который сможет заменить ветерана. К тому же именно «Аэрофлот» в своё время избавился от самолётов Ту-204-300, которые прекрасно летали и зарабатывали деньги для авиакомпании «Владивосток Авиа». Национальный авиаперевозчик контролировал эту авиакомпанию через... «Ангару». В общем, в особой страсти к отечественным авиалайнерам «Аэрофлот» не замечен. И валит всё на рынок. Поэтому поручение В. Путина создать авиакомпанию, летающую исключительно на отечественных самолётах, так и останется поручением, как и многие другие его поручения. И тут свалить есть на кого – кризис авиаперевозок, коронавирус... Непатриотичный «Пётр Чайковский» НА ФОНЕ стагнации мировых авиаперевозок «Аэрофлот» шумно отметил поступление первого дальнемагистрального авиалайнера Airbus A350-900 на 316 пассажиров. В салоне бизнес-класса установлены индивидуальные кабины с креслами, которые раскладываются в двухметровую кровать. Барная стойка с алкоголем и закусками. Кто спорит, он хорош и комфортен. Но устроенные в честь него торжества разозлили очень многих. Самолёт назвали в честь великого композитора Петра Ильича Чайковского. А дальше, несмотря на кризис, – балет на лётном поле! В официальной части принимали участие помощник президента Российской Федерации Игорь Левитин изаместитель министра транспорта России Владислав Юрчик. У национального авиаперевозчика твёрдый контракт на 22 таких самолёта. И уже понятно: в «Аэрофлоте» не найдётся места для отечественного дальнемагистрального Ил-96-400. Но, видимо, страсти по коронавирусу во французской Тулузе, где находится сборочное производство Airbus A350‑900, сказались на технической готовности лайнера: на второй день полётов, 7 марта, самолёт сломался. И больше недели «давил бетон» – ремонтировали левый двигатель. Сломался, как обычный «Суперджет».

Гриппозный призрак приземлил самолёты
© Аргументы Недели