Человек и самолет: день рождения основателя Боинга
Он появился на свет 1 октября 1881 года в Детройте, штат Мичиган, а умер в возрасте 75 лет 28 сентября 1956 года, не дожив несколько дней до своего очередного дня рождения. Фраза «Самолеты будущего сегодня!» стала девизом его компании, самолетами которой мы летаем и по сей день. Отец основателя гражданской авиации в США переехал из Германии практически без денег, но смог построить собственный бизнес по лесозаготовке, который и передал по наследству своему сыну. Помимо бизнеса, будущий создатель самолетов унаследовал у отца упорство и стремление добиваться своего, которое и помогло ему стать авиатором и авиационным конструктором. В 1903 году после смерти отца Уильям Боинг переезжает в Сиэтл, где спустя пять лет впервые увидел полет аэроплана на крупной Национальной выставке. Увиденное настолько поразило его, что он забросил полученный от отца прибыльный бизнес, и полностью отдал себя авиаконструированию. Спустя два года он отправился на первый в мире слет авиаконструкторов, который проходил в Лос-Анджелесе, где познакомился со многими тогдашними энтузиастами авиации. Следующие несколько лет он полностью посвящает свое время изучению авиастроения, аэродинамики и всех имевшихся тогда наработок по авиаконструированию. И только в 1915 году Уильям Боинг, уже немало изучивший в области авиконструкторской работы, впервые садится за штурвал самолета, взяв несколько уроков пилотирования у тогдашнего американского авиатора Гленна Мартина. Супругой Уильяма Боинга была Берта Паршалл. В их семье было трое детей, но только один из них был родным сыном Уильяма Боинга, его супруги назвали Уильям Боинг младший. Двое других детей были у женщины от первого брака, и Уильям Боинг принял их как родных. В будущем один из них, Нэт Паршалл, стал менеджером в компании Douglas Aircraft, а родной сын авиаконструктора посвятил свою жизнь полетам, получив лицензию частного, а затем и коммерческого пилота. Его работой были полеты с частными пассажирами, а не авиаконструирование, но любовь к небу своим детям Уильям Боинг привить смог. Уильям Боинг с самого начала считал авиацию не только интересным и перспективным, но и несомненно прибыльным делом. В итоге он отдал авиации более четверти века своей жизни. И все эти годы он с увлечением занимался авиацией, а глядя в небо, без труда мог угадать по силуэту и звуку мотора пролетающий мимо самолет. Это и не удивительно, ведь более двух третей тогдашних самолетов было сделано его компанией. Известен Уильям Боинг не только своими самолетами, но и своими цитатами, которые зачастую повторяют и те, кто понятия не имеет о том, кому принадлежат эти мудрые слова. Так, именно ему принадлежит фраза: «Помните: нет ничего невозможного!» и «Поражение – это волшебный пинок дальше идти вперед, а не причина остановиться». Ему же принадлежит и еще одна прекрасная фраза, которой он как-то ответил на вопрос о том, почему оставил бизнес отца и занялся авиацией, и как ему удалось в итоге добиться такого впечатляющего успеха: «Слушайте свое сердце и следуйте за своей мечтой». Первым самолетом, который решил создать Уильям Боинг, был гидроплан на двух поплавках. Работу над ним он начал со своим коллегой и другом Джорджем Вестервельтом, но заканчивать ее пришлось в одиночку – его товарища перевели из-за шедшей тогда войны. 29 июня 1916 года Уильям Боинг сам поднял в небо свой первый самолет, став не только его конструктором, но и испытателем. Спустя две недели он зарегистрировал собственную компанию, носившую тогда название «Pacific Aero Products», которую годом позже переименовал в «Boeing Airplane». Названия компании менялись еще несколько раз, но теперь в нем всегда оставалась фамилия ее основателя. Первое время компания Уильяма Боинга занималась именно гидропланами, самолет с колесными шасси появился только четвертой моделью, которая так и называлась Model 4. Этот самолет впервые поднялся в воздух в конце 1916 года, а уже в январе 1917 года был поставлен на вооружение в армию. Уже после войны, в 1919 году, Боинг построил свой первый грузовой гидросамолет, который использовался для перевозки авиапочты. Перелетев на нем из Канады в Сиэтл, Уильям Боинг не только установил тогдашний рекорд по объему перевезенной за один раз почты, но и открыл эру международной авиапочты – его полет через американо-канадскую границу стал первым в истории почтовым перелетом между странами. А год спустя, в начале 1920 года, им был создан и первый колесный почтовый самолет, названный Model 8. Еще один самолет Уильяма Боинга, Model 15, стал первым в огромной серии бипланов, выпускавшихся для армии и флота США вплоть до середины 30-х годов. Компания Уильяма Боинга в эти годы получила уже заслуженное признание, а потому правительство с удовольствием размещало у него свои заказы. Авиация в тот момент развивалась семимильными шагами, так что к концу производства этих бипланов самолет уже носил название Model 236. Разработки самолетов для гражданских нужд Уильям Боинг тоже не оставлял. В 1927 году его Model 40A выиграл конкурс государственной почтовой службы США и открыл первую регулярную линию почтовых перевозок по маршруту Сан-Франциско – Чикаго. А год спустя совершил свой первый полет Model 80, первый пассажирский самолет Уильяма Боинга. Трехмоторный был рассчитан на перевозку сразу 12 пассажиров, что тогда еще казалось довольно много. 29 мая 1929 года началась новая эра в авиации и развитии компании Уильяма Боинга. Между его корпорацией и военным руководством США был подписан контракт на проектирование совершенно нового типа самолета – цельнометаллического моноплана. В рамках контракта было разработано сразу несколько различных моделей, которые могли применяться для решения самых разных армейских задач. В 1930 компания Уильяма Боинга впервые ввела такое явление, как бортпроводники. 15 мая 1930 медсестра из Сан-Франциско Эллен Черч на рейсе Сан-Франциско — Чикаго стала первой в мире бортпроводницей. Тогда это называли ассистент на борту, а нанимала компания в то время в качестве таких ассистентов исключительно обладательниц по крайней мере базового медицинского образования. В 1934 году принятое в США антимонопольное законодательство вынудило Уильяма Боинга разделить свою корпорацию на три отдельных подразделения. Имя своего основателя в названии сохранила только одна из них – Boeing Aircraft Company. Сам Уильям Боинг на этом отошел от дел, передав руководство своему приемнику Клэйру Эгдтведту. Сам Уильям Боинг после этого продолжил заниматься унаследованным от отца бизнесом, а также занялся разведением скаковых лошадей и благотворительной деятельностью. Уходящий на пенсию Боинг был награжден медалью Гуггенхайма за достижения в авиации. В авиацию он, однако, еще вернулся. Во время Второй мировой войны, когда основанная им компания сотнями производила столь необходимые для фронта бомбардировщики, Уильям Боинг вернулся к работе в качестве консультанта, не сумев остаться в стороне в такой момент. Тогда же, в целях большей эффективности работы, разделенные по антимонопольному закону предприятия некогда единой его компании снова были объединены. Согласно завещанию, после смерти прах Уильяма Боинга был поднят в небо на самолете и развеян там. Никто из его наследников не решился оспорить его последней воли, согласно которой создатель самых массовых и известных самолетов решил после смерти навсегда остаться в небе. А его компания продолжила свой путь на мировой Олимп авиации, как военной, так и гражданской. Первые B-17, названные впоследствии «Летающими крепостями», поднялись в небо в 1935 году. Позднее о них было сказано, что если бы не B-17, возможно, США и Британия проиграли бы свои сражения во Второй мировой. Великая депрессия, охватившая тогда Соединенные Штаты, никак не сказывалась на развитии авиации. Первым получившим широкую известность пассажирским лайнером компании стал Боинг 707, который задал новый стандарт качества перевозок в коммерческой авиации. Компании Боинга принадлежит создание самых известных и массовых пассажирских лайнеров – Боинг 737, 757 и 777. Кстати, с последним связана интересная история: компания Air France 10 апреля 2009 года приобрела в свой штат 777-й по счету самолет, которым оказался именно Боинг 777. А выпущенный в 2009 году Boeing 787 Dreamliner, заказы на который поступали после его демонстрации быстрее, чем на любой другой самолет в истории гражданской авиации. В настоящее время в компании Боинг пять подразделений, два из которых являются авиационными, еще две – инженерными, и одна финансовая организация. Авиационные – это Boeing Commercial Airplanes и Boeing Integrated Defense Systems. Инженерные – Boeing Engineering Operations & Technology и Shared Service Gpoup. Финансовой организацией в составе корпорации является Boeing Capital Corporation. Инженерные и авиационные подразделения Боинга активно работают, в том числе, и на российском рынке. Причем работа эта начиналась еще в советское время, в 1930-х годах. Так, 13 октября 1929 года самолет АНТ-4 «Страна Советов», бывший тогда рекордным бортом, совершил посадку на озере Вашингтон в Сиэтле, где его экипаж встретился с сотрудниками компании Уильяма Боинга. А в 1935 году известный советский авиаконструктор Алексей Николаевич Туполев посетил завод компании Boeing. Во время Второй мировой войны компания Боинг стала одним из поставщиков самолетов для советских летчиков по программе лендлиза. Контакты советской авиапромышленности с американской продолжались и в послевоенные годы, а после совместной с США космической программы Союз-Аполлон в Аэрофлоте велись разговоры о закупке нескольких бортов Боинга для международных представительских рейсов. Тогда же специалисты компании Боинг впервые начали активно проявлять интерес к первому советскому сверхзвуковому пассажирскому лайнеру Ту-144. Полноценно история компании Боинг началась в России с 1990-х годов, когда в 1993 году компания «Трансаэро» закупила первые самолеты Боинг для выполнения своих рейсов, 6 сентября 1993 года Боинг открыл свой собственный научно-технический центр в Москве. Новый научный центр стал российским подразделением компании, занимающимся научно-инженерной работой. Специалисты центра занимаются сертификацией компаний-поставщиков концерна Boeing в России, тестируют условия работы в российских аэропортах на предмет условий полета и эксплуатации самолетов, а также занимаются научным сотрудничеством с российскими авиастроительными компаниями. Занимались они, в том числе, разработкой и прокладкой воздушных маршрутов в арктической зоне. Работы эти проводились в сотрудничестве с компанией «Трансаэро». В тесном сотрудничестве с российским подразделением Боинга работает российская Научно-инженерная компания, расположенная в городе Жуковский. Архивные фото взяты из открытых источников