South China Morning Post (Гонконг): сможет ли российский МС-21 бросить вызов лайнерам «Эйрбас-A320» и «Боинг-737»?
Агентство Франс Пресс. Россия показала потенциальным клиентам свой новый пассажирский лайнер МС-21, который может составить конкуренцию самолетам компаний «Боинг» и «Эйрбас», несмотря на то, что этому проекту мешают санкции, а также проблемы с его предшественником, самолетом «Сухой Суперджет-100». Новый российский пассажирский лайнер был представлен на авиакосмическом салоне МАКС-2019, который проходит в пригороде Москвы. Российский президент официально открыл его во вторник в присутствии своего турецкого визави Реджепа Эрдогнана. МС-21 поднялся в воздух и показал потенциальным покупателям свои возможности, однако работа над этим проектом началась десять лет назад и была связана с многочисленными задержками. Производителем самолетов МС-21, предназначенных для линий средней протяженности, является расположенная в Сибири корпорация «Иркут». Он рассчитан на 211 пассажиров и способен покрыть расстояние в 6 тысяч километров (3730 миль), и этого достаточно для полета из Москвы в любой европейский город. С лайнером МС-21 российская авиационная промышленность связывает большие надежды с учетом возникших проблем с региональным самолетом «Сухой Суперджет-100», который был запущен в производство в 2011 году как первый постсоветский гражданский самолет. «Мы заключили несколько соглашений по поводу МС-21 во время этого форума», — сказал Равиль Хакимов, глава корпорации «Иркут», однако он не предоставил никаких деталей. На веб-сайте фирмы «Иркут» сообщается о подписании твердых контрактов на производство 175 самолетов, а среди заказчиков фигурируют, в основном, российские авиакомпании. Каталожная цена МС-21 будет ниже, чем у его непосредственных конкурентов из числа среднемагистральных лайнеров, отметил Хакимов. МС-21 «будет конкурировать на рынке с самолетами „Эйрбас- A320" и „Боинг-737"», подчеркнул Олег Пантелеев, авиационный аналитик, возглавляющий работу веб-сайта Aviaport.ru. Путин на открытии авиасалона МАКС 2019 похвалил авиастроителей за реализацию такого «прорывного проекта» как МС-21. Он также заявил, что Россия находится «в числе флагманов глобальной аэрокосмической индустрии». Авиасалон МАКС 2019 проходит впервые после того, как российская Объединенная авиастроительная корпорация, конгломерат гражданских и военных производителей, включая «Иркут», была передана в прошлом году в руки государственной корпорации «Ростех». Прототип МС-21 совершил свой первый полет в 2017 году, однако его серийное производство было отложено, частично из-за санкций, повлиявших на процесс изготовления композитных углепластиковых крыльев. Первоначально предполагалось, что использование самолетов МС-21 начнется в 2018 году, однако глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил в этом году, что первые лайнеры МС-21 будут поставлены российской государственной авиакомпании «Аэрофлот» только в 2021 году. «Все поставки начнутся во второй половине 2021 года», сказал глава корпорации «Иркут» Хакимов. «Иркут» планирует производить в год 72 самолета МС-21, отметил его главный конструктор Константин Попович. Первая партия самолетов МС-21 будет оснащаться двигателями американской фирмы «Пратт энд Уитни» (Pratt & Whitney), однако введенные санкции заблокировали дальнейшие их поставки. Все три представленных на авиасалоне МАКС-2019 самолета имеют американские двигатели, однако в будущем они получат российские двигатели ПД-14. Санкции в отношении Москвы, которые постепенно вводились с 2014 года после аннексии Россией украинского Крыма, затронули несколько отраслей промышленности, а «Ростех» и его глава Чемезов были включены в составленный Министерством финансов США черный список в рамках секторальных санкций. Производители военных самолетов получают поддержку от российских военно-воздушных сил, которые в последние годы заказывают новые самолеты, тогда как для российских гражданских самолетов главной проблемой является поиск иностранных клиентов, отметил авиационный аналитик Пантелеев. «Они вынуждены конкурировать с иностранными производителями, обладающими значительно большими возможностями для продвижения своих самолетов», — добавил он. Генеральный конструктор и первый заместитель директора корпорации «Иркут» Олег Демченко назвал Латинскую Америку, Ближний Восток и Юго-Восточную Азию в качестве целевых рынков для МС-21. Первый постсоветский пассажирский лайнер «Сухой Суперджет-100» первоначально был воспринят хорошо, однако многие клиенты стали отказываться от него из-за сложностей с обслуживанием и получением запасных деталей. Несколько инцидентов также способствовали ухудшению имиджа самолета «Сухой Суперджет-100» — последний из них произошел в мае, и тогда жертвами возникшего на борту пожара стали 41 человек. Расследование этого инцидента продолжаются. «Суперджет-100» имеет незначительные проблемы, которые могут быть решены с помощью дополнительных инвестиций, однако «из-за небольшого количества проданных самолетов его производители не могут получить достаточно денег для такой работы», — подчеркнул Пантелеев. Первоначально «Суперджет-100» должен был занять 20% рынка региональных самолетов, но в настоящее время эти машины используются, в основном, государственной компанией «Аэрофлот». «Все понимают, что есть определенные риски», и проблемы «Суперджета-100» могут бросить тень на МС-21, сказал Пантелеев. «Будет делаться все возможное, чтобы развеять страхи у потенциальных покупателей», — добавил он.