Сколько злостных нарушителей ездят по дорогам столицы, как борются с лихачами в сети и на городских магистралях, как влияет скорость на угол зрения водителя и зачем полицейским электромотоциклы – об этом и многом другом в интервью порталу Москва 24 рассказал глава ГИБДД Москвы Виктор Коваленко. – Виктор Васильевич, сколько сегодня машин зарегистрировано в Москве и как меняется эта динамика с течением времени? За последнее время стало их больше или меньше? – Москва – это столичный мегаполис, город огромный по своим масштабам. В настоящий момент зарегистрировано в Москве примерно 4,6 млн транспортных средств. Цифра, конечно, колоссальная даже в масштабах Российской Федерации. Если посмотреть по динамике, могу сказать, что в среднем прирост каждый год составляет примерно 1,5%. За прошлый год у нас был прирост примерно 5,6%. То есть граждане как приобретали, регистрировали машины, так и продолжают это делать. – У вас регулярно проходят совместные совещания с мотосообществом. Удалось ли по каким-то вопросам достичь взаимопонимания? Чем байкеры могут быть полезны для обеспечения безопасности на дорогах? – Не раз мы встречались с представителями мотосообществ. Они нам оказывают помощь в информировании о дорожно-транспортных происшествиях, особенно где пострадали мотоциклисты. Система взаимодействия между ними очень хорошо отлажена – информация поступает параллельно с нашей дежурной частью. Это в принципе неплохо. Много информации от них поступает по состоянию улично-дорожной сети. Скажем, для мотоциклистов проблема, если будет где-то снят асфальт без сопряжения, (то есть присутствует некий "порожек". – Москва 24), где-то рассыпаны на проезжей части строительные материалы: гравий, щебень. Об этом и о многих других проблемах мотоциклисты сразу информируют. Нас устраивает такая форма общения, к тому же мы участвуем в вопросах профилактики безопасности движения, они не раз с нами выходили в рейды, призывали не превышать скорость, не нарушать грубо правила дорожного движения, уважать мотоциклистов, уважать водителей и пешеходов. Поэтому там, где идет вопрос профилактики, мы находим общие точки сопряжения. Могу сказать, что ДТП с участием мотоциклистов сократились на 26%, число погибших – почти на 25% и на 29% – количество раненых. Это при том, что количество мотоциклов растет, активность использования этого транспорта растет. Но количество ДТП с мототранспортом сокращается. Значит, меры, которые мы вырабатываем вместе с ними, вполне эффективны. – Планируете ли увеличивать численность полицейских-мотоциклистов? Где они сейчас несут службу и куда они уходят с наступлением холодов? – Сказать, что у нас есть некий мотобатальон, наверное, неправильно, потому что это сезонная работа. В настоящее время у нас имеется более 250 мотоциклов, в среднем в сутки выходит 150 на несение службы по территории города. Конечно, выбираются в первую очередь места, в которых чаще всего возникают вопросы к мотоциклистами, места притяжения, сбора этих сообществ. Активно используются на территории так называемой Новой Москвы – Троицкий и Новомосковский административные округа. Численность увеличивать пока не планируется. Вместе с тем состояние мототранспорта, который есть, довольно неплохое. К тому же регулярно закупается новый транспорт. Могу сказать, что в перспективе у нас запланировано с правительством Москвы приобретение 50 электромотоциклов концерна "Калашников". Они готовят интересный проект: мотоциклы, которые фактически не особо отличаются от наших служебных мотоциклов, – с проблесковыми маячками, в цветографической раскраске полиции, оснащенные всем необходимым. Только электрические. Скорость до 110 км/ч, небольшая, конечно. Где мы можем их использовать? Это, во-первых, проведение всевозможных мероприятий – забеги, соревнования, велопарады, велопробеги, где мы обеспечиваем безопасность. Во-вторых, экологический транспорт может использоваться не только нами, но и полицией в природоохранных зонах – это и ВДНХ, и Царицыно, и Поклонная гора. Таким образом, мы просто повышаем экологическое состояние в городе, сокращая количество бензинового транспорта, а для работы на трассах у нас есть достаточно мощные мотоциклы. Могу сказать, что также принимается решение полностью переодеть сотрудников в специальную форму мотоциклистов, оборудованную для полиции. Мы рассчитываем, что уже на следующий сезон сотрудники все выйдут в спецэкипировке – современной, легкой, удобной. – Как планируете совершенствовать борьбу с лихачами, которые ездят со скоростью 200 км/ч и более? – Были моменты, когда некие молодые люди пытались показать свою браваду и устраивали гонки по Москве с полицией и потом выкладывали ролики в интернете, думали, что это пройдет бесследно. Могу сказать, что бесследно ничего не пройдет. В нашем ситуационном центре есть сотрудники, которые мониторят все, что происходит в интернете, в прессе. Все, что пишется в веб-сервисах, к примеру, мы тоже читаем. Вся информация анализируется, и принимаются соответствующие административные меры. В Москве сегодня порядка 4,6 млн водителей транспортных средств. При этом злостных нарушителей скоростного режима среди них – не больше 50 человек, плюс-минус. Это те, которые демонстративно игнорируют общепринятые правила дорожного движения и выкладывают свои "подвиги" в сеть. У нас достаточное количество стационарных комплексов автоматической фотовидеофиксации, их уже более 2600. Плюс комплексы стоят на общественном транспорте, на светофорных объектах, их более чем достаточно. Была разработана и запущена система "Пит-стоп", которая позволяет выявлять злостных нарушителей скоростного режима и останавливать их. Мы, конечно, работу этой системы пока притормозили с учетом программы "Моя улица", поскольку город сейчас пребывает в режиме строительного объекта и для улиц больше характерны пробки. Помимо системы "Пит-стоп" у нас есть еще скрытые патрули. Работа дает свой эффект: мы получаем сокращение на 6,7% дорожно-транспортных происшествий, количество погибших – на 2,9%, раненых – на 8,3%. И это самый низкий показатель по количеству совершенных правонарушений и пострадавших за последние 10 лет. Для информации могу сказать, что у человека периферическое зрение может контролировать ситуацию в зоне 110 градусов. Как только скорость увеличивается, угол зрения сужается пропорционально. Когда-то в свое время проводили небольшой эксперимент: пилота "Формулы-1" заставляли разогнаться по трассе на определенной скорости и смотрели на его реакцию, что он видит перед собой. И когда машину разогнали до скорости 160-170 км/ч, выяснилось, что угол зрения пилота "Формулы-1" примерно 7-8 градусов. Он видит только трассу и фары впереди идущей машины, если она там находится. Что происходит за трассой, он физически не видит. Поэтому напомню – высокая скорость опасна. – Какие электронные сервисы сейчас наиболее популярны у водителей? Планируете ли ввести что-то новое? – Вообще Москва довольно активно занимается интернет-пространством, внедрением различных информационных ресурсов. Граждане могут, например, совершенно спокойно, сидя дома на диване, записаться на прием по обмену водительского удостоверения, по получению водительских прав, по регистрации транспорта, по различным другим вопросам через портал госуслуг. Есть приложение, называется "Помощник Москвы". Это довольно удобный сервис. Могу сказать, что на сегодняшний день уже подключено к этой системе более 70 тыс. пользователей. Это 70 тыс. камер фотофиксации, которые перемещаются по городу и фиксируют нарушения правил дорожного движения. Как это происходит? Программа фактически работает в режиме автоматической фиксации. Посредством системы "ГЛОНАСС" человек, который решил оказать помощь и зафиксировать нарушение, может легко это сделать: когда он включает эту программу, происходит позиционирование, устанавливается местоположение, и мы четко понимаем, где находится заявитель. Далее идет фотоснимок транспортного средства под некоторыми углами – два снимка – и оценка с помощью программы правильности фиксации этого нарушения. Если это воспринимается, программа говорит: "Спасибо, ваш снимок принят". Далее он уходит в систему Центра автоматической фиксации правонарушений, и в автоматическом режиме письмо идет человеку за нарушение. Фактически каждый гражданин, житель Москвы или гость, имеет возможность быть добровольным инспектором ГАИ. Таким образом, мы фиксируем правила нарушения остановки и стоянки, парковку на пешеходных дорожках, парковку ближе 5 м от выезда из дворовых территорий, а также прочие нарушения, связанные с пешеходными зонами, тротуарами и так далее. На сегодняшний день с помощью "Помощника Москвы" уже вынесено более 11 тыс. постановлений, это фактически граждане привлекли к ответственности, если таким языком сказать, 11 тыс. нарушителей. – Сейчас все чаще можно встретить людей, использующих необычные транспортные средства: сегвеи, гироскутеры, моноколеса. Где все-таки они должны ездить, по дороге или по тротуару? Надо ли как-то их лицензировать? – Здесь мы плавно подходим к законодательной инициативе, к изменению законодательства. В настоящее время моноколесо, гироскутеры – все это больше относится к пешеходам, нежели к транспортному средству или к велосипедам. Поэтому, безусловно, это фактически пешеход. Бывают случаи, когда моноколесо начинает выезжать на проезжую часть. Тогда фактически они подпадают под ответственность как пешеходы, которые несанкционированно находятся на проезжей части. Беседовал Виталий Воловатов