Войти в почту

Психолог рассказал, как избежать "удочек", на которые ловят мошенники

Только за одну неделю жители Красноярского края обогатили ловкачей-аферистов на сумму свыше 101 миллиона рублей. А всего с начала года, по данным краевой прокуратуры, ущерб от действий мошенников составил для жителей региона почти 1,9 миллиарда рублей.

Психолог рассказал, как избежать "удочек", на которые ловят мошенники
© Российская Газета

Цифры, конечно, ошеломляют. При этом жертвы злоумышленников часто оправдываются: "Не понимаю, что делал - на меня словно затмение нашло", "Внутри все протестовало, но я все равно отдал деньги, словно кто-то мной управлял", "Была как в тумане, даже не помню, как кредит оформила и перевела"…

Какие приемы используют мошенники, чтобы задурить людям голову? Гипноз? Нейролингвистическое программирование, о котором столь много разговоров? Об этом корреспондент "Российской газеты" поговорила с и.о. директора Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, доктором психологических наук, доцентом Олесей Волковой.

Они вызывают страх

В последнее время термин НЛП, то есть "нейролингвистическое программирование" по отношению к действиям мошенников звучит все чаще. Действительно ли преступники берут на вооружение этот психологический метод?

Олеся Волкова: Мошенники показывают нам наши слабости и уязвимые места. Фото: Пресс-служба СФУ

Олеся Волкова: НЛП - это метод психологического влияния, способствующий программированию человека на действия, которые он не захотел бы совершать добровольно. Иными словами - вид манипуляции человеком. С ее помощью один человек подчиняется другому, причем неосознанно, с помощью определенных лексических структур. Например, одна из техник, которыми пользуются люди, связанные с НЛП, называется "эффект трех "Да": если кто-то отвечает "да" на три вопроса подряд, то в четвертый раз он уже не в силах заставить себя сказать "нет". Эта техника давно и активно используется как в сетевом маркетинге, так и в мошеннических схемах.

В целом, если анализировать различные техники, с которыми работают мошенники, то одна из их главных общих задач - провокация человека на неконтролируемые эмоции, чаще всего неприятные, и лучше всего это получается с помощью запугивания. Оттого у преступников так популярны схемы "у вас заблокировали счет", "ваш сын попал в ДТП". Главное для мошенника - вызвать страх, ведь в панике человек теряет возможность мыслить рационально, полностью подчиняется эмоциям. И тогда с помощью разных техник, разных сочетаний слов преступники провоцируют человека на определенные действия. Это целая наука. Например, для запугивания они почти всегда используют приемы вербального давления - очень много глаголов повелительного наклонения: "Вы должны", "Вы обязаны", "Немедленно сделайте то-то и то-то".

Кто чаще всего попадается на крючок?

Олеся Волкова: Основная группа риска это, конечно, пенсионеры. Хотя людям молодого и среднего возраста, образованным и грамотным, тоже не стоит быть самонадеянными. Они также попадаются на мошеннические "крючки". Как правило, жертвами становятся люди, встроенные в Систему, исполнители в механизме работы большого аппарата - медики, педагоги, представители социальных профессий. Они привыкли подчиняться, доверять Системе, делать то, что им говорят. Полезные на службе качества в ситуации с мошенничеством срабатывают во вред.

А у кого больше шансов выйти победителем в схватке с мошенником и отстоять свои сбережения?

Олеся Волкова: У того, кто умеет давать отпор, сопротивляться и говорить "нет". Как правило, это человек-индивидуалист, не являющийся "винтиком в системе". Он не видит ничего зазорного в том, чтобы просто бросить трубку, оборвав разговор. Кстати, сделать так могут немногие - нам ведь неудобно обидеть человека, и мы в первую очередь думаем о комфорте того, кто звонит, а не о собственной безопасности.

Поможет "заземление"

Как же научиться говорить "нет"?

Олеся Волкова: Постоянно напоминать себе, что вы имеете на это полное право. Не надо бояться быть невежливым в разговоре с мошенником. Помните, что на том конце провода - преступник, и уж у него-то нет никаких моральных и этических норм, перед ним стоит единственная задача присвоить ваши деньги. Странно проявлять вежливость к такому человеку.

Из практических советов. Можно написать себе "напоминалку": "Что делать в случае, если звонят и говорят, что мне что-то угрожает?". Держите ее при себе - вдруг пригодится? Можно потренироваться говорить "нет" - поверьте, поначалу вам будет непросто. Кстати, попробуйте сделать из этого игру с пожилыми родственниками: как будто вы им звоните и что-то предлагаете, а они в ответ должны сказать "нет" или бросить трубку. Вообще, тренировки - лучший способ научиться ставить защиту против мошенников.

Еще вариант: если вы не в силах жестко отказать звонящему или сразу же положить трубку, подготовьте заранее варианты ответов - минимально эмоциональных и максимально отстраненных. "Спасибо, эта информация мне неинтересна", "Спасибо, я перезвоню сейчас в банк и все узнаю" и т.д. Старайтесь не отвечать на звонки с незнакомых номеров. Помните: начать разговаривать с чужим человеком - то же самое, что открыть ему дверь и впустить в свою квартиру.

Очень важный момент, когда нами пытаются манипулировать, - попробовать отвлечься. Понюхать цветок, посмотреть в окно, попить воды, сделать несколько глубоких вдохов - то есть переключиться на что-нибудь другое. Совершить любое действие, которое, как говорят в психологии, "заземляет" человека, то есть дает ему больше опоры, уверенности в себе.

Граница на замке

Почему нам так сложно отказывать аферисту? Быть твердым, даже понимая, что звонок от мошенника, и мы рискуем своими деньгами?

Олеся Волкова: Неумение говорить "нет" - на самом деле очень большая проблема, присущая нашему менталитету. У нас, россиян, есть огромные сложности с психологическими границами: мы легко впускаем людей к себе как в дом, так и в душу, это наша культурная особенность. Слишком долго мы жили в обществе, где не принято было запирать двери, где всегда можно было придти в гости. Мы гордились тем, что можно постучать к соседу в три часа утра и попросить о помощи. Это считается в России нормой, в отличие, например, от Запада, где главный постулат: "мой дом - моя крепость", где все зиждется на убеждении: территория другого человека неприкосновенна. Мы так не умеем, и это дает мошенникам лазейку. Наши внутренние границы, увы, не на замке.

Поэтому так важно научиться эти границы отстаивать. И дело даже не в мошенниках, просто это признак психологической зрелости. Надо не стесняться говорить, как есть, как чувствуешь: "нет, я не хочу сегодня идти к тебе в гости", "нет, я не готов открывать тебе сейчас дверь, хочу побыть один", "нет, я не пойду с тобой в кино, потому что у меня нет настроения". Важно уметь выбирать себя, перестать хотеть нравиться всем на свете, быть удобным для других, угадывать желания всех окружающих. Это важно не меньше, чем быть внимательным и бережным к другим людям. И учиться нужно уже сейчас, ведь преступники не дремлют: мы живем в век информационных технологий, поэтому злоумышленники с помощью информации и техники будут все чаще стараться проникнуть сквозь наши границы, чтобы что-то предложить или, наоборот, что-то отобрать.

Значит, нет все-таки кодового слова или фразы, после которых у человека стекленеют глаза, и он ничего не может с собой поделать, кроме как идти и покорно нести деньги?

Олеся Волкова: Универсальных - нет, это 100 процентов. Не бывает такого, чтобы в разговоре по телефону мошенник щелкнул пальцами, и вы впали в гипнотическое состояние. Преступники ловко пользуются другим способом, как я уже говорила, они выводят на эмоции страха и тревоги. Ведь когда человек боится, его психика реагирует на уровне пятилетнего малыша, которого можно взять за ручку и увести куда угодно. Поэтому, если вам позвонили и начали пугать, главное, что нужно сделать - не давать им включать вашего внутреннего ребенка.

Кстати, эти ситуации, с точки зрения психологии, обнажают еще более глубокую проблему: если мы не контролируем свою жизнь, значит, за нас это может сделать кто угодно. В каком-то смысле, мошенники даже оказывают нам услугу - они указывают на наши уязвимости и слабые места, над которыми надо работать. Их звонок - повод задать себе вопросы. У меня слабые психологические границы, я не умею себя защищать? Я хочу быть всем удобным даже ценой потери собственных денег? Я считал, что меня никто не обманет - я был слишком самонадеян? Так что работайте над собой. Разбирайтесь в себе. Анализируйте свои уязвимости. Защищайте себя и свои границы.