Тайна гибели царской семьи: кто отдал приказ о расстреле Романовых?

105 лет назад в подвале дома Ипатьева были расстреляны отрекшийся император Николай Второй, члены его семьи, а также слуги до последнего вздоха хранившие верность царю. Найденные под Екатеринбургом останки до сих пор не признаны мощами, хотя Романовых почитают как царственных страстотерпцев. Точку в этом вопросе должна поставить церковь. Ученые и следователи свое слово уже сказали. Корреспондент «МИР 24» Артем Васнев погрузился в историческую тему.

Тайна гибели царской семьи: кто отдал приказ о расстреле Романовых?
© Мир24

Расстрел царской семьи – одно из ключевых событий XX века. Тогда в июле 1918-го красноармейцы, деморализованные постоянным отступлением, встретили эту новость с ликованием. Воодушевленные, тут же начали наступление на фронтах Гражданской войны. Войска белого движения быстро сдавали позиции. У них пропала вера в победу, ведь не осталось ни Царя, ни Отечества.

С той роковой кровавой ночи прошло 105 лет. Давно нет страны, в которой было совершено убийство, умерли те, кто без сожаления нажимал на курок, царскую семью возвели в лик святых. Казалось, все уже ясно. Но у многих до сих пор возникает много вопросов. Например, кто все-таки отдал приказ убить императора?

«Бессмысленно искать автограф Ленина или Свердлова «расстрелять всех». Значит, где этот приказ? Такого приказа не существовало, а устный был, это мое мнение», – поделился заведующий отделом истории династии Романовых Свердловского областного краеведческого музея Николай Неуймин.

Формально это было решение Уралсовета. Екатеринбургские большевики спешили – спустя неделю после казни в город вошли белые. Колчак поручил начать расследование. Следователей было трое, но дальше всех продвинулся Николай Соколов.

«Соколов получает важные сведения о возможном месте захоронении царских останков. Но он не успевает их проверить, так как вынужден был на следующий день покинуть город в связи с приближением неприятеля. В дальнейшем он уже не имел возможности туда вернуться и продолжить расследование на месте», – рассказала официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко.

Дело Соколова в наши дни продолжает нижегородский архимандрит Тихон. Он, конечно, не профессиональный следователь, но тайне расстрела царской семьи посвятил полжизни. Тихон называет «екатеринбургские» останки – «царскими».

«Вот у меня лично никаких вообще в этом сомнений, ведь известный ученый-антрополог Денис Валерьевич Пежемский, вместе с владыкой Тихоным Шевкуновым, в 2015 году пришли с фрагментами останков к святейшему патриарху Кириллу, чтобы показать, что вот, именно эти фрагменты мы отдаем на повторную экспертизу», – рассказал игумен нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандрит Тихон.

Антрополог Денис Пежемский в 2015 году работал в патриаршей комиссии по расследованию убийства царской семьи. Он нашел и задокументировал следы от японской сабли на черепе Николая Второго, исключил версию с отсечением голов, опроверг мнение о двойниках… Хотя до начала расследования сам был из лагеря скептиков.

«Начиная эту работу, особенно когда в первый день уже выяснилось, что позвонков не хватает, конечно, мое скептическое сердце возрадовалось в этот момент, но потом все встало на свои места. Нужно просто честно делать свое дело, не поддаваясь никаким ни эмоциями, ни конъюнктуре, ничему, а действовать только из чувства профессионального долга, если тебя призвали», – отметил биолог-антрополог, заместитель директора по науке Центра палеонтологических исследований Денис Пежемский.

Сама расстрельная комната это небольшое подвальное помещение площадью 4,5 на 5,5 метров. Спускаясь вниз, узники прошли 23 ступени. Символично – именно столько лет правил Николай Второй. Романовых и их слуг, всего 11 человек, выстроили вдоль стены.

«Они сидели на корточках и по ним стреляли. По времени это продолжалось минут десять, это был не расстрел, это была бойня кровавая», – поделился Николай Неуймин.

«Больше угнетает, и до сих пор трудно это перенести, осмыслить, равнодушие, с которым было в обществе воспринято известие тогда о расстреле царской семьи. Это тоже мы знаем из исторических источников. Вот это равнодушие, пожалуй, даже может быть страшнее спонтанного зверства, которое совершили в подвале Ипатьевского дома», – считает начальник канцелярии главы Российского императорского дома Александр Закатов.

Тела царской семьи рассчитывали спрятать здесь в Ганиной Яме – это выработанная шахта в лесу к северо-западу от Екатеринбурга. Сейчас на этом месте – монастырь Царственных Страстотерпцев. Тогда, в июле 1918 года, в шахте еще не растаял лед. Останки сложили обратно в грузовик и вывезли на новое место по так называемой старой Коптяковской дороге, но грузовик застрял. Тогда большевики решили закопать тела девятерых прямо под дорогой. Цесаревича Алексея и великую княжну Марию сожгли и закопали в 70 метрах.

Священный Синод согласился с результатами расследования Следственного комитета. Точку должен поставить Архиерейский собор.