Срок давности по нему истек
Как стало известно "Реальному времени", в ближайшее время директор гимназии №175 Амина Валеева начнет повторное ознакомление с материалами своего дела. В конце июня ей предъявили новое обвинение в преступной халатности, но теперь без тяжких последствий — гибели учеников и педагогов. Причем срок давности по новому обвинению уже истек. Детали — в материале "Реального времени".
Новое постановление о предъявлении обвинения датировано 20 июня, его подписал руководитель следственной группы по делу о трагедии в казанской гимназии, генерал-майор юстиции Александр Лавров. Если раньше Валеевой инкриминировали преступление по части 3 статьи 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности тяжкие последствия), то теперь ей вменяют часть 1 той же статьи. Нюанс в том, что срок давности по новому обвинению составляет лишь 2 года и он истек 11 мая 2023-го — во вторую годовщину массового убийства в учебном заведении, за которое получил пожизненный срок бывший выпускник гимназии Ильназ Галявиев.
По данным источников "Реального времени", СК смягчил обвинение и двум другим фигурантам дела — экс-главе ООО "Ваша безопасность" Сергею Иванову и инженеру Марату Зиганшину из компании "Союз пожарного мониторинга" — с части 3 на часть 1 статьи 238 УК РФ (выполнение работ и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей).
Основанием для переквалификации стала позиция прокуратуры, которая указывала на отсутствие прямой причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Валеевой, Иванова, Зиганшина и гибелью семи учеников и двух педагогов в результате нападения "казанского стрелка".
В новой редакции следователи трактуют действия двух директоров и инженера чуть иначе, полагая, что в результате отсутствия охраны, проблем с магнитным замком на входе в гимназию и со звуком динамика оповещения в классе на третьем этаже "была создана реальная опасность для детей и персонала в случае возникновения реальных угроз и чрезвычайных ситуаций".
Напомним, прежнее обвинение в декабре 2022-го отказался утверждать и направлять дело в суд зампрокурора Татарстана Александр Чеховской. Представители СК обжаловали это решение, но его поддержал сначала прокурор республики Илдус Нафиков, а затем и руководство Генпрокуратуры РФ. В результате в начале апреля следователи возобновили работу по выделенному делу.
Адвокаты обвиняемых от комментариев по делу пока воздерживаются.
Истечение сроков давности означает, что преследование каждого из троих фигурантов может быть прекращено уже сейчас — в случае согласия на прекращение дела по нереабилитирующим обстоятельствам. Однако ни директор гимназии №175, ни двое других фигурантов вину не признавали и не признают в надежде на оправдание. В таких случаях силовики направляют дело в суд, который в случае установления вины подсудимого выносит приговор, но освобождает осужденного от наказания за истечением срока давности.
То есть уже сейчас ясно: окажутся Валеева, Иванов и Зиганшин на скамье подсудимых или нет — наказание им не грозит.
Однако 24 июня 2023 года вступили в силу законодательные поправки в Уголовно-процессуальный Кодекс РФ, на которых настоял Конституционный суд. Новая норма ограничила силовиков предельными сроками расследования в случаях истечения срока давности по расследуемым преступлениям. Теперь даже в случае согласия обвиняемого с продолжением следствия за пределами срока расследование должно быть закончено не позднее 1 года по тяжким и особо тяжким преступлениям, не позднее 3 месяцев — по преступлениям средней тяжести и не позднее 2 месяцев для преступлений небольшой тяжести.
Именно к последней категории относятся деяния, в которых теперь обвиняют трех фигурантов дела гимназии №175 Казани. Причем в их случае двухмесячный предельный срок истечет уже 12 июля 2023 года. Направить дело в суд за неделю — нереально. В данный момент с материалами знакомятся потерпевшие, затем настанет через обвиняемых, а далее дело с обвинительным заключением должно поступить в прокуратуру, которой тоже нужно время для изучения и оценки. На все это может уйти до полугода.
Между тем новый закон гласит: если после истечения сроков "уголовное дело не передано в суд или не прекращено по иному основанию в порядке, установленном УПК, уголовное преследование подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 27 УПК — в связи с непричастностью подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления". Кроме того, теперь "просроченного" фигуранта нельзя задерживать и избирать ему меру пресечения. Исключение сделано для обвиняемых в таких деяниях, за которые грозит пожизненное заключение.
По данным источников "Реального времени", у защиты и следствия по делу казанской гимназии пока нет ясности, как именно применять новую норму. Но вопрос этот должен решиться в ближайшие недели.