Войти в почту

За гуманизм - по-разному

В Госдуме обсуждают предложение ВС декриминализировать большое количество преступлений небольшой тяжести, переведя их в новую категорию правонарушений «уголовный проступок». Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, важным направлением совершенствования уголовного законодательства РФ является его гуманизация. Авторы ратуют за расширение сферы применения наказаний административных и закрепление новых оснований освобождения от уголовной ответственности.

За гуманизм - по-разному
© Мир новостей

В ВС РФ отмечают: количество лиц, осужденных за преступления небольшой тяжести, весьма значительно. 51% от всех осужденных в 2018 и 2019 годах получили судимость за преступления небольшой тяжести. И тревожная эта тенденция, увы, сохраняется.

«Единственным отличием уголовных наказаний за эти преступления от административных наказаний является судимость, в связи с которой на осужденных возлагаются порядка 80 установленных законом запретов и ограничений», - утверждает Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев.

Так и хочется поддержать это высказывание и повторить слова героя «Кавказской пленницы»! Но кое-что смущает. Дело в том, что гуманизация законов не означает гуманизации правосудия. Критерии уголовного проступка весьма тонкие и пока еще не отшлифованы, а провинившийся гражданин попадает к правоохранителям, привыкшим к обвинительному уклону. Следователи, прокуроры, судьи прежде всего видят перед собой преступника, а потом уже - и в самом крайнем случае - гражданина. Так что вердикт бывает соответствующий.

Вероятность оправдания в обычном суде остается мизерной. В 2021 году суды рассмотрели 770 тыс. уголовных дел и вынесли обвинительные приговоры в отношении 601 тыс. человек. Оправдали только 2100 из общего числа подсудимых, при этом 372 оправдательных приговора были вынесены с участием присяжных. То есть доля оправданных от общего числа подсудимых - всего 0,27%. А вот присяжные заседатели оправдывают 32% обвиняемых.

Может быть, в ВС стоит подумать, почему так сильно отличаются приговоры их коллег от приговоров присяжных. У них разные представления о гуманизме?

Павел Максимов.

Фото: AdobeStock