Родственники парней, осуждённых за избиение 19-летнего жителя Советска, считают приговор суровым и несправедливым и намерены обжаловать его. Истории троих молодых людей «Клопс» рассказали их близкие.
Драка, в которой пострадал 19-летний советчанин Данила К., произошла 5 июля 2020 года в кафе на территории городского парка. Следствие и суд длились два с половиной года. Семь человек получили немалые сроки по статье «Покушение на убийство, совершённое группой лиц из хулиганских побуждений». Как минимум трое осуждённых утверждают, что вообще не били Данилу.
29-летний Сергей приговорён к 8 годам и 9 месяцам колонии строгого режима. Его задержали на следующий день после драки и отправили под домашний арест.
Тётя Сергея Олеся знает о случившемся со слов племянника. Девушка, из-за которой началась драка, сначала собиралась остаться в одной компании, а потом села в такси с Данилой. На следствии Сергей рассказывал, что когда другой парень, Дмитрий, стал тянуть её за руку, то Данила ударил соперника в лицо. Ещё двое, вступившись за Диму, накинулись на него.
«Сергей на суде настаивал, что вообще не бил Данилу, а пытался его оттащить. Тот был в сознании, люди из кафе стали выбегать и кричать. Тогда Серёжа и парни из его компании разбежались», — рассказала Олеся.
По её словам, суд не придал значения тому, что потерпевший сам начал драку. В сети бурно обсуждаются голосовые сообщения, которые оказались в открытом доступе. В них, предположительно, Данила через две недели после драки делился с друзьями, как ударил «одного в ноздрю», и его «начали мудохать».
«Но позже Данила заявил, что вообще ничего не помнит», — говорит Олеся.
Дмитрию, первым получившему удар и сцепившимся с пострадавшим, дали 9 лет строгого режима.
25-летний Илья получил 8 лет и пять месяцев «строгача». Он утверждает, что близко не подходил к пострадавшему. В июле 2020 года жена Ильи была беременна.
«Муж на суде рассказывал, что приехал в кафе со своей компанией. Говорил, что они сели в другом конце зала. Потом услышали шум драки. Илья настаивает, что даже не подходил туда, а потом ушёл и всё. А его друг Матвей остался и помог вызвать скорую. Есть свидетели», — рассказывает Юлия.
Илья тоже сначала проходил как свидетель, потом стал подозреваемым. Парня отправили под домашний арест, а затем в СИЗО. «Выпустили, когда сыну было четыре месяца», — говорит жена и на вопрос о приговоре добавляет: «Ко всему готовились, но такого срока не ожидали».
22-летнему Матвею дали 8 лет и шесть месяцев колонии. По словам матери, летом 2020-го сын окончил технологический колледж, получил диплом автослесаря и должен был идти в армию. 5 июля друг Илья позвал его в кафе. Вот какие показания давал Матвей:
«Когда всё началось, они стояли на улице, на противоположной стороне. Услышали шум и побежали туда — Матвей настаивает, что он и пальцем не тронул Данилу. Он увидел, как знакомая звонит в скорую и не может объяснить, как проехать машине. Сын взял у неё трубку и объяснил. Затем сбегал в кафе и попросил воды для пострадавшего, ему налили в тазик. Вернулся. Там стояли мужчина и женщина — сейчас это главные свидетели обвинения. Мужчина сказал, что вода не нужна. После этого Матвей ушёл», — говорит Людмила.
Она вспоминает, что сын вернулся домой чистым и целым: «Поначалу Матвея вызывали как свидетеля, а примерно через 2-3 недели задержали и посадили под домашний арест. Потом сослались, что он якобы ходил к соседям и нарушил режим, и перевели в СИЗО», — вспоминает собеседница «Клопс».
Те самые свидетели говорили в суде, что видели, как Матвей бил Данилу. Но мужчина и женщина несколько раз меняли показания.
«Они даже не могли вспомнить, как он выглядел, хотя Матвей был одет ярко и приметно. Что касается комы потерпевшего, то он был в искусственной, медикаментозной коме. Водитель скорой и люди в приёмном покое сказали, что Данилу привели в сознании. И уже 20 июля он присылал голосовые сообщения в группу сокурсников», — говорит Людмила.
Обвиняемые были под арестом 11 месяцев. Потом всех семерых отпустили под подписку о невыезде. Ещё полтора года они ждали приговор, надеясь, что ситуацию прояснят видеозаписи с камер в кафе. Но их в деле не оказалось.
Статью «Умышленное причинение среднего вреда здоровью» переквалифицировали на более тяжкую — «Покушение на убийство». Родные парней связывают это с шумихой, которую подняла мать пострадавшего.
«В соцсетях она писала, что Данила при смерти, а через 3 недели его уже выписали. Некоторые диагнозы, о которых говорила мама, вообще не фигурируют в медицинских документах», — рассказывает сестра Сергея Анастасия.
Заседания суда не раз переносили, сменялись три судьи, менялись и адвокаты. Через два года свидетели путались в показаниях. Собеседники «Клопс» едины во мнении: избившие Данилу заслуживают наказания, но не такие сроки. «У нас за убийства меньше дают!» — возмущается одна из родственниц.
Адвокат Наталья Бочарова говорит, что по делу провели три судебно-медицинские экспертизы.
«Каждая последующая назначалась по ходатайству потерпевшего. После каждого экспертного заключения сторона потерпевшего не соглашалась с тем, что не определяется тяжкий вред здоровью, невзирая на отсутствие медицинских критериев, характерных для тяжкого вреда», — объяснила адвокат.
Кроме того, в экспертизах речь идёт о четырёх повреждениях на голове Данилы. Защитники не раз обращали на это внимание, но обвинение настаивает, что ударов было 14.
Адвокаты семей Наталья Бочарова и Андрей Сазонов сообщили «Клопс», что анализируют приговор и готовят апелляцию.
«Мы считаем, что на рассмотрение дела мог повлиять искусственно созданный общественный резонанс и версия событий, растиражированная семьёй потерпевшего. Защита прибегнет ко всем законным инструментам, чтобы права невиновных в итоге были восстановлены», — прокомментировала приговор Наталья Бочарова.
От редакции
Все пояснения обвиняемых и их родственников, приведённые в тексте, не являются доказанными фактами — их оценивали в суде наравне с другими доказательствами. Приговор не вступил в законную силу, суду ещё предстоит разбираться в данном деле и вынести окончательное решение.
22 февраля 2023 года, городской суд Советска признал мужчин, которым от 21 года до 30 лет, виновными по ч. 3 ст. 30, п.п. «ж», «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ («Покушение на убийство, совершённое группой лиц из хулиганских побуждений»). Обвиняемых взяли под стражу в зале суда. После расправы пострадавший был в коме, со слов мамы, у него серьёзные проблемы со здоровьем. Подробности — в материалах «Клопс».