Войти в почту

«Это были люди-хамелеоны» Как российский полицейский стал осведомителем «банды амазонок» и сделал ее неуловимой

«Лента.ру» продолжает рассказ о деле «банды амазонок» — одной из самых жестоких группировок в истории современной России. Банда состояла из членов одной семьи и отличалась тем, что женщины шли на каждое дело вместе с мужчинами и не уступали им в хладнокровии и жестокости. Шесть лет «амазонки» держали в страхе всю Ростовскую область и прилегающие регионы: бандиты не щадили ни женщин, ни детей и не раздумывая убивали сотрудников правоохранительных органов. В прошлый раз речь шла о зарождении группировки и ее первых преступлениях. Сегодня наш рассказ о том, как «амазонки» совершили свои самые жестокие убийства и вступили в кровавую схватку с полицейскими, которая привела их на скамью подсудимых.

«Это были люди-хамелеоны» Как российский полицейский стал осведомителем «банды амазонок» и сделал ее неуловимой
© Lenta.ru

Первую часть истории «банды амазонок» можно прочитать здесь.

19 сентября 2012 года. 02:30, Новочеркасск. Вневедомственная охрана получает тревожный сигнал: что-то произошло в стоматологической поликлинике на Народной улице. Двое полицейских, сержант Виктор Камфорин и младший сержант Владимир Мандрик, немедленно выезжают и несколько минут спустя оказываются на месте, откуда поступил сигнал.

Они выходят из машины, осматриваются — и видят, что кто-то бросил камень в окно поликлиники. А мгновение спустя раздаются выстрелы: по полицейским стреляют из двух ружей и обреза. Они погибают на месте, даже не успев ничего понять. К ним подходят трое — Инесса Тарвердиева с мужем Романом Подкопаевым и дочерью Викторией.

Инесса вооружена ружьем Иж-58, Виктория — обрезом ТОЗ-БМ, а Роман — ружьем ТОЗ-34. У убитых полицейских они забирают табельные пистолеты Макарова, автомат Калашникова АКС-74У и патроны, а затем скрываются. Сержант Камфорин и младший сержант Мандрик никогда не узнают, что попали в ловушку «банды амазонок».

***

Самым громким преступлением «банды амазонок» стала расправа над семьей одного из командиров отряда милиции специального назначения (ОМСН) ГУВД по Нижегородской области Дмитрия Чудакова.

Поздно вечером 7 июля 2009 года лидеры банды Инесса Тарвердиева и Роман Подкопаев в очередной раз вышли на охоту на трассе «Дон». Но им не везло — машины стояли по несколько штук, одни отъезжали — другие подъезжали.

Единственным удобным для них автомобилем был отдельно стоящий патруль ГАИ, но милиционеры не спали, и разбойники не рискнули нападать

Лишь ближе к трем часам ночи в отстойнике на 494-м километре трассы Тарвердиева и Подкопаев нашли цель — одиноко стоящую «пятнашку» с номерами Нижнего Новгорода. В ней по дороге из отпуска отдыхали четыре человека: подполковник Чудаков, его жена и двое детей, 7-летний мальчик и 11-летняя девочка.

Инесса и Роман надели маски и перчатки; затем Подкопаев подошел к машине спереди и открыл огонь по Чудакову и его супруге. Потом он хладнокровно расстрелял детей на заднем сиденье и штык-ножом добил всех жертв: дочь Чудакова получила 37 ножевых ударов в спину. На следствии Тарвердиева вначале заявила, что раненых добивал Подкопаев, но на суде взяла вину на себя.

После этого Роман стал наблюдать за обстановкой, а Инесса, как обычно, обыскала тела и автомобиль, забрав все ценное вплоть до украшений на телах убитой женщины и детей. Стоимость добычи убийц, как следует из материалов уголовного дела, составила 56 тысяч рублей. После этого они тщетно попытались поджечь машину жертв, а затем скрылись.

Следственные действия на месте расстрела семьи подполковника Чудакова. Кадр: Star Media / YouTube

К слову, вскоре после убийства семьи Дмитрия Чудакова, в сентябре 2009 года, сотрудники Следственного комитета России (СКР) арестовали 26-летнего Алексея Серенко — охранника рынка в Аксае и заядлого охотника.

Основанием стала экспертиза, которая установила: огонь по автомобилю могли вести из принадлежащего ему ружья. Мужчина 18 месяцев провел в СИЗО, потом еще несколько лет — под подпиской о невыезде. И только в самом конце 2013 года, уже после задержания «банды амазонок», с него сняли все обвинения и вернули оба арестованных автомобиля и оружие.

«Они хотели открыть магазин краденого»

По мере того как «амазонки» раз за разом уходили от ответственности, их аппетиты росли. От воровства уток в соседнем дворе они перешли к похищению товаров из магазинов на сотни тысяч рублей. Раз в месяц, в две недели, а порой и через день бандиты похищали из оставленных без присмотра домов всю утварь, технику, золото и даже крупную мебель.

К примеру, у жительницы Дивного Мишуриной 4 января 2011 года преступники украли хрустальные салатницы, чайный сервиз, кастрюли и постельное белье. У другой селянки, Ковалевой, девять дней спустя пропали украшения и ботинки. Еще через месяц из магазина местной предпринимательницы Гладкой пропали товары более чем на 500 тысяч рублей.

В ночь на 25 февраля из магазина украли 51 комплект нижнего белья, 171 бюстгальтер, 50 женских брюк, трусы, водолазки и даже свадебный комплект. Характер похищенного явно указывал на то, что среди преступников есть женщины. Между тем всю добычу Роман и Инесса везли в свой огороженный дом в селе Дивном.

История с магазином объясняет, почему 18 августа 2012 года банда вывезла из магазина в Новочеркасске четыре тысячи пачек сигарет, а 15 марта 2013 года из магазина в Аксае — 27 мешков косметики. Всего с 12 ноября 2009 года до дня задержания «амазонки» совершили 60 краж более чем на девять миллионов рублей.

Кровавая охота

В ночь на 19 сентября 2012 года Инесса Тарвердиева с Романом Подкопаевым и дочерью Викторией ради оружия убили двоих милиционеров — сержанта Виктора Камфорина и младшего сержанта Владимира Мандрика (речь об этом шла в начале статьи).

Похищенное у них оружие «амазонки» использовали 8 апреля 2013 года при нападении на сотрудников частного охранного предприятия (ЧОП) в Новочеркасске. Около двух часов ночи Инесса, Роман и Виктория подъехали к торговому павильону на Сарматской улице и взломали окно, чтобы сработала сигнализация.

Когда к павильону приехала охрана, бандиты открыли по ним огонь из двух автоматов Калашникова и ружья. Однако раненый водитель Николай Корсунов успел включить заднюю скорость и вывести машину из-под обстрела.

Но его напарник Юрий Стаценко получил смертельные ранения и позже скончался в реанимации

Три месяца спустя, 2 июля, Инесса, Роман и Виктория втроем пытались обокрасть дом в городе Ипатово (Ставропольский край): там жил мировой судья с супругой. Бандиты узнали, что хозяева уехали в Ставрополь на вечер выпускников, и решили обокрасть коттедж.

Понаблюдав за ним несколько часов и убедившись, что свет не зажигается, троица проникла внутрь. Однако «амазонки» не знали, что теща судьи Анна Лужбина находилась в доме и просто спала. Услышав шум, она вышла из дальней комнаты — и Роман выстрелил ей в голову из обреза, убив на месте.

В это время Инесса и Виктория продолжили обыскивать дом и нашли сейф с оружием

Взломав его, бандиты забрали два ружья ТОЗ-34, ружье системы Лефоше 16-го калибра (очень дорогой экземпляр, считающийся редкостью, — его цена по самым скромным подсчетам составляла около 10 тысяч долларов), а также карабин Симонова и несколько сотен патронов.

Спрятав этот арсенал в своей «Волге», «амазонки» вернулись в дом и продолжили методично его обыскивать, собирая все ценное. Стоимость их добычи составила почти миллион рублей: это был один из самых удачных налетов в истории банды.

«Они случайно остались живы»

К каждому из своих налетов Инесса Тарвердиева и Роман Подкопаев подходили максимально серьезно: они ошпаривали патроны кипятком, чтобы смыть отпечатки, а во время нападений старалась молчать, чтобы случайно не оставить слюну на месте преступления.

Такая осторожность вкупе с помощью действующего сотрудника милиции, а позже и полиции (переаттестацию он прошел без замечаний) Сергея Синельника позволяла «банде амазонок» долгое время уходить от правоохранительных органов.

Позже в своих показаниях Инесса признается, что Синельник не только сообщал бандитам информацию об оперативных мероприятиях, но и передал им рацию, при помощи которой они слушали переговоры милиционеров Аксая и Новочеркасска.

Кроме того, Сергей снабдил «амазонок» гранатой и патронами

Между тем для поиска неуловимых налетчиков в Ростовской области увеличили количество патрулей и привлекли дополнительные силы, но вот кого искать — оставалось непонятным. Поэтому на улицах проверяли всех, кто вызывал хоть какое-то подозрение.

Но «банда амазонок» продолжала свою кровавую охоту. В апреле 2013 года Сергей Синельник навел ее на дом инспектора ГИБДД Андрея Юрина в хуторе Малый Мишкин Аксайского района.

Наводчик узнал о гладкоствольном и нарезном огнестрельном охотничьем оружии, которое хранилось у его коллеги Юрина

Дом полицейского Синельнику показала его жена Анастасия. Она знала не только то, где живет Юрин, но и что внутри его дома есть немало ценных вещей. Она же предупредила и о большой собаке во дворе, заодно передав яд для ее убийства. Больше пяти дней Роман и Виктория изучали территорию у дома Юрина, разрабатывая план и продумывая пути отхода.

Виктория Тарвердиева. Фото: Василий Дерюгин / Коммерсантъ

19 апреля они отравили собаку, проникли на участок, спрятали ее труп и нашли в гараже сейфы, но в тот день трогать ничего не стали. Только четыре дня спустя, 24 апреля, Роман и Виктория вернулись: при помощи лома-гвоздодера Подкопаев попытался открыть сейфы — но тут его подельница сообщила о появлении Юрина. Ему нужно было съездить в больницу, а перед этим он решил заскочить домой.

Подкопаев выпустил в полицейского 17 пуль: Юрин упал, но потом попытался подняться. И тогда Виктория Тарвердиева сделала контрольный выстрел ему в голову. Убив хозяина, «амазонки» попытались проникнуть в его дом — там в ужасе заперлись жена и ребенок Юрина, которые поняли, что произошло. Еле дыша, они накрылись одеялом и пытались позвать на помощь. Как назло, у женщины закончились деньги на мобильном — но ее спас случай.

Последнее дело

В ночь на 8 сентября 2013 года Роман Подкопаев и Виктория Тарвердиева, вооруженные похищенными пистолетами Макарова, приехали в город Аксай на скутере. Спрятав его в лесополосе на Садовой улице, они пешком отправились на улицу Бакланова, где приглядели дом — как они думали, пустующий.

Роман перепрыгнул через забор и собрался открыть калитку Виктории — но в этот момент его окликнул хозяин Сергей Корчагин. Подкопаев сразу же открыл огонь, убив мужчину, — и заметил в окне его жену Елену. Сделав один выстрел через окно, он ворвался внутрь и добил раненую женщину.

Затем налетчики вышли на улицу и сделали вид, что прогуливаются, на самом деле проверяя, не встревожили ли выстрелы кого-нибудь

Прождав с полчаса, оба вернулись в дом и стали методично его обыскивать. Собрав все ценное (от золотых браслетов до тушки курицы и куска сала из холодильника), убийцы направились к скутеру.

В ту ночь на дежурство в Аксае заступили старшие сержанты полиции Алексей Лагода и Иван Шаховой. В третьем-четвертом часу ночи они заметили двух человек в лесу и пошли им навстречу. Увидев милиционеров, Роман громко спросил: «Вы за нами?» Получив утвердительный ответ, бандит без раздумий открыл огонь.

Сержант Шаховой погиб на месте, а раненный в руку Лагода сумел добраться до патрульной машины и вызвать подкрепление. При этом полицейский все время стрелял, не давая Роману и Виктории ни подойти к себе, ни скрыться.

Простреленный скутер Романа Подкопаева. Кадр: Star Media / YouTube

Вскоре на помощь Лагоде пришли два экипажа полиции и ОМОН: они оцепили лесополосу и стали ждать рассвета. Буквально через час выяснилось: Роман убит, Виктория ранена. Она и отвела правоохранителей к матери, которая с младшей дочерью у реки присматривала за домом на колесах. Инессу застали врасплох, а следом взяли и Синельника.

«Стыд и боль до конца жизни»

5 декабря 2017 года, после четырех лет следствия и суда, всех участников «банды амазонок» признали виновными по части 3 статьи 30 и статье 105 («Покушение на убийство»), статьям 105 («Убийство»), 162 («Разбой»), 209 («Бандитизм»), 222 («Незаконный оборот оружия») и 226 («Хищение оружия») УК РФ.

Инесса Тарвердиева получила 21 год, ее дочь Виктория — 16 лет, а Анастасия Синельник — 19 лет лишения свободы в колонии общего режима: закон запрещает отправлять женщин на строгий. Сергей Синельник был приговорен к 20 годам колонии строгого режима и лишен звания «лейтенант полиции».

Могила старшего сержанта полиции Ивана Шахового, убитого Романом Подкопаевым. Кадр: Star Media / YouTube

После вынесения приговора всех фигурантов оставили в СИЗО — продолжалось расследование других преступлений банды, в том числе убийств и покушений на убийство сотрудников правоохранительных органов, а также краж. Всего потерпевшими по новому уголовному делу были признаны 98 человек.

На этот раз следствие и суд растянулись на шесть лет. Процесс затрудняли в том числе и перемены в поведении обвиняемых — пройдя «тюремные университеты», они уже знали, как себя вести, чтобы добиться снисхождения.

Теперь в первую очередь «амазонки» валили всю вину на погибшего Подкопаева, который якобы держал их в страхе

Любопытно, что ближе к приговору поведение обвиняемых стало меняться. Прежде дерзкая и надменная Тарвердиева, с легкой ухмылкой рассказывавшая следователям и журналистам о подробностях расправ, вдруг склонила голову и попросила о помиловании — не для себя, а для дочери.

Инесса Тарвердиева (справа) после задержания. Кадр: Star Media / YouTube

Виктория Тарвердиева была единственной участницей «банды амазонок» без высшего образования. По словам ее адвокатов, продолжать учебу после девятого класса и гулять с друзьями девушке было запрещено. Все свое время она должна была посвящать «семейному делу».

В отличие от Тарвердиевых, Сергей Синельник считал, что и он, и его жена уже наказаны достаточно — мол, они никого не убивали, только смалодушничали, не обратившись вовремя в правоохранительные органы.

Бывший полицейский, Синельник на протяжении всего процесса особенно активно бравировал знаниями юриспруденции. Впрочем, это было вполне объяснимо — сторона гособвинения запросила ему пожизненный срок.

***

Присяжные сочли всех подсудимых виновными, оправдав лишь Анастасию Синельник по одному эпизоду разбоя. Ее вместе с Викторией Тарвердиевой также признали заслуживающими снисхождения еще по паре эпизодов.

Инесса и Виктория Тарвердиевы получили по 25 лет колонии общего режима — максимальное наказание, предусмотренное для женщин в России. Анастасия Синельник была приговорена к 24 годам лишения свободы, а Сергей Синельник — к 25 годам колонии строгого режима. Его также лишили специального звания «старший лейтенант милиции».

Осужденные за 26 убийств «амазонки» считают такое наказание слишком суровым.

Они вообще убеждены, что отсидели «почти достаточно».