Как два брата Госбанк ограбили
Еще в 1968 году он пришел в Главное следственное управление столичной милиции и долгие годы работал в нем. При его участии было расследовано огромное количество преступлений, в том числе имевших широкий резонанс. Об одном из них мы попросили рассказать Виктора Николаевича.
- В начале августа 1977 года пришло сообщение о краже денег из Государственного банка в Ереване. Здесь размещался запас денег для республик Закавказья и южных регионов России, всего около 60 миллионов рублей. Похитили фантастическую по тем временам сумму - полтора миллиона рублей, по тогдашнему курсу более двух миллионов долларов США.
- Как все это произошло?
- Эта воистину гангстерская история началась с невинной вечеринки, в ходе которой среди присутствовавших зашла речь о деньгах, а точнее - об их отсутствии. Один из участников беседы обронил, что денег вокруг много, просто надо знать, как и где их взять.
Его рассказ запомнился двум молодым парням - двоюродным братьям Николаю и Феликсу Калачянам. Они стали выпытывать у гостя (им оказался работник банка), как добраться к большим деньгам.
НА ГРАБЕЖ – С ЗОНТОМ
- Так созрел план. К трехэтажному зданию банка примыкал двухэтажный дом, с крыши которого можно было через окно залезть на верхний этаж хранилища. Там находилась ленинская комната, которая не охранялась, и именно из нее преступники решили добраться к деньгам. Для этого надо было пробить лаз в железобетонном полу ленинской комнаты. В день, когда братья наметили совершить хищение, работник банка оставил ее окно открытым.
В помещении имелся пост милиции, но он находился на первом этаже, поэтому стражи закона не услышали, как воры с помощью ручного коловорота проделали дыру в полу комнаты. Они пробили вначале небольшое отверстие, просунули в него зонт, открыли его, в результате чего в дальнейшем все камни и мусор падали в зонт без лишних звуков. Когда пробили большую дыру, один из грабителей спустился в хранилище. Там на обычных стеллажах лежали деньги. Он набил ими рюкзак, и брат с помощью веревки вытянул его наверх.
Резонанс от этого преступления был очень громким. Министр внутренних дел СССР Николай Щелоков взял его под личный контроль.
- Представляю, какой начался шмон...
- Братья были людьми неглупыми - они совершили хищение в пятницу, а обнаружили его только в понедельник утром, у них был большой запас времени. Они хорошо понимали: чтобы уцелеть - нужно не светиться с деньгами, и махнули в Москву…
- Теперь понятно, почему вам выпало расследовать преступление, совершенное в Армении...
- Первый раз их могли засечь еще в Ереване, когда один из них взял 100 тысяч рублей, положил их в небольшой сейф и решил отвезти отцу в деревню, чтобы там спрятать. Ехал он в общем вагоне. Когда в него зашел милиционер и стал спрашивать, что это такое, он ответил: магнитофон. Милиционер настоял, чтобы он вышел с ним из вагона. Преступник дал взятку 50 рублей и был отпущен оборотнем в погонах. Так деньги были надежно спрятаны у отца.
Но у братьев появилась проблема - в хранилище имелись только сторублевые купюры. А ассигнаций такого номинала в стране было мало, они бросались в глаза при размене.
И еще: в хранилище работал специалист с дореволюционным стажем, который по своей инициативе (!) переписал номера и серии этих сторублевок. Когда его спросили зачем, он ответил: так, дескать, поступали еще в царские времена! И эти номера фигурировали в ориентировках.
ЧЕМОДАН С ДЕНЬГАМИ В АРЕНДОВАННОЙ КВАРТИРЕ
- И как они использовали эти сторублевки?
- В Москве они жили скромно, не светились. Сняли квартиры - каждый себе, нашли подруг, на которых обещали жениться. И при этом лихорадочно искали возможность разменять деньги. Решили покупать облигации трехпроцентного займа. С небольшими суммами ездили в Ташкент и другие города.
Потом привлекли к покупке облигаций брата одной из своих сожительниц, таксиста по профессии. Он пошел в сберкассу, и там обслуживающая его оператор сказала, что его деньги относятся к украденным сериям. У таксиста сдали нервы, он сбежал, вернулся домой и сообщил братьям, что деньги находятся в розыске.
Решили затаиться в Сочи. Пошли на автомобильный рынок, тогда такие были в Москве, и купили за большие деньги автомобиль. Часть имевшихся денег они спрятали в запасное колесо.
В это время хозяйка квартиры, в которой проживал один из преступников, заподозрила что-то неладное. Ей квартирант не понравился - у него не было никаких вещей, только один чемодан, который он спрятал на антресолях. Со знакомым она решила осмотреть чемодан. Открыли и ахнули: он был набит сторублевыми купюрами. Они немедленно обратились в милицию. Владельца чемодана арестовали, стали искать его брата. Мы убедили преступника пойти на сотрудничество - помочь арестовать подельника.
КАЖДОМУ ПО ЗАСЛУГАМ
- Ну а потом стали считать деньги: часть их была в облигациях, часть нашли в колесе, часть потрачена на автомобиль. Не хватало 100 тысяч, которые преступник спрятал у своего отца в деревне. Он нарисовал схему, как их найти, и мы отправили офицера в Армению с этим рисунком.
Но тут что получилось: армянские правоохранители, увидев схему, решили сами найти деньги. Организовали угощение и, пока гость наслаждался их гостеприимством, изъяли спрятанные 100 тысяч. А утром все дружно доложили: в результате напряженной работы, благодаря мастерству следователей, их настойчивости и мужеству удалось изъять ворованное. Причем докладывали по линии МВД, по линии прокуратуры, по партийной линии…
Но справедливость восторжествовала: группа, привезшая чемодан с деньгами, была невиданно щедро поощрена. Генерал Щелоков так обрадовался, что приказал присвоить всем ее членам звания не на одну ступень выше, как обычно, а сразу на две. Кто выехал по этому сигналу капитаном, стал подполковником, майоры - полковниками. И даже водителя щедро поощрили - выделили трехкомнатную квартиру!
ИТОГ
Николай и Феликс Калачяны были приговорены к расстрелу. Председатель Президиума Верховного Совета Армянской ССР Бабкен Саркисов обратился в Верховный Совет СССР с просьбой о помиловании братьев. Саркисов упирал на молодость преступников (обоим не было и 30 лет), на то, что они никого не убили и не искалечили, на то, что у одного из братьев есть малолетние дети.
Ходатайство о помиловании было удовлетворено, однако из-за бюрократических проволочек документы из Москвы пришли на сутки позже, чем следовало, и приговор был приведен в исполнение.
Владимир Галайко