Войти в почту

Организатор ограбления Марины Градской пожалел ее и вернул 5 млн рублей

Наро-Фоминский суд Подмосковья приступил к рассмотрению уголовного дела 27-летнего уроженца Таджикистана Умеджона Жабборова. Вместе с тремя подельниками он в январе совершил дерзкое ограбление вдовы певца Александра Градского Марины Градской (в девичестве Коташенко). Устроив по дороге к ее дому «автоподставу», преступники смогли похитить 104 млн рублей. Однако они пожалели жертву и вернули ей часть денег — 5 млн рублей. В суде Жабборов, единственный, кого удалось задержать, частично признал вину. Он заявив, что не знал весь план сообщников и согласился лишь поучаствовать в ДТП.

Организатор ограбления Марины Градской пожалел ее и вернул 5 млн рублей
© BFM.RU

Доставленный под конвоем фигурант на заседании вел себя нагло. Когда журналисты попытались задать ему вопросы, Умеджон Жабборов перешел в атаку. «Вам грубить или как? Отойдите, мне надо поговорить с адвокатом», — заявил он. Не горела желанием общаться с прессой и вдова артиста Марина Градская. На вопрос журналистов о том, какое наказание она бы хотела для подсудимого, потерпевшая так и не ответила, закрывая лицо листком бумаги.

После этого прокурор Елена Левашова огласила обвинительное заключение. Из него следовало, что дерзкое нападение организовал и спланировал находящийся в розыске ранее судимый гражданин Таджикистна Ибрагим Халилов, который «имел большой преступный опыт».

Именно он привлек к совершению нападения своих соотечественников: Карматулло Салихова, Аминждона Гафорова и Умеджона Жабборова. Последний успел получить российское гражданство.

Откуда подельники узнали, что скончавшийся в ноябре 2021 года артист хранит большую сумму наличности у себя дома, в дачном некоммерческом товариществе «Мишуткино-7» Наро-Фоминского района Подмосковья, так и осталось «за кадром».

Слежка за жертвой и «автоподстава»

Согласно обвинительному заключению, на протяжении нескольких дней — с 13 по 16 января 2022 года — преступники на двух автомобилях изучали маршрут передвижения Марины Градской. Они использовали для связи друг с другом, а также с «неустановленными соучастниками» сим-карты, оформленные как на себя, так и посторонних лиц, а также одноразовые перчатки и медицинские маски. Первоначально они планировали совершить нападение в 11 утра 15 января у фитнес-клуба, в который ходила Градская. Однако затем отказались от этой идеи из-за большого трафика и наличия в этом районе камер. В итоге решили подстроить ДТП на следующий день, 16 января, вдали от жилых домов, в районе 255-го километра ЦКАД на развороте под эстакадой.

Нападение произошло примерно в половине первого дня. Жабборов, сидевший за рулем белого автомобиля Merсedes, врезался в задний бампер Lexus Градской. Когда та вышла из машины, чтобы оценить ущерб, к ней подбежали Халилов и Гафоров, прибывшие на серо-коричневой Skoda Octavia.

Потерпевшую несколько раз сильно ударили, в том числе по голове, после чего Халилов, угрожая «предметом, конструктивно схожим с пистолетом», заставил ее позвонить своим работникам — помощнику мужчине и женщине. Первый должен был уйти на соседний участок, а вторая — взять ее сыновей пяти и восьми лет, спрятаться в бане и не появляться вплоть до ее распоряжения.

Затем злоумышленники пересели во внедорожник Градской и последовали к ней домой. Там они заставили потерпевшую отдать им всю наличность.

Их «улов» составил 57 млн рублей, 290 тысяч долларов США и 290 тысяч евро, или 104 млн 170 тысяч рублей. Деньги хранилась под кроватью в чемодане на колесиках, полиэтиленовом пакете, а также в мешочке для обуви.

Пока Халилов, Салихов и Гафоров обирали потерпевшую, Умеджон Жабборов отгонял Skoda Octavia. Он присоединился к соучастникам, когда те после ограбления вместе с Мариной Градской спокойно покинули ее дом, прихватив жертву как заложницу и усадив на заднее пассажирское сиденье ее Lexus.

Прибыв к месту аварии, Жабборов пересел в оставленный там автомобиль Mercedes, и соучастники отправились в сторону Москвы. Там в кармане автодороги в районе 46-го километра Киевского шоссе они переложили деньги из багажника Lexus в багажник Mercedes. При этом Халилов сжалился над жертвой и вернул Марине Градской часть похищенного — 5 млн рублей, после чего злоумышленники скрылись. Для того чтобы провернуть операцию, им потребовалось три часа.

Частичное признание вины

Сумма похищенного составила 99 млн 170 тысяч рублей. «Из нее Жабборов получил не менее 5 млн рублей», — сказала гособвинитель. Она констатировала, что, таким образом, подсудимый и его соучастники совершили разбой в особо крупном размере организованной группой с использованием предметов в качестве оружия. (п. «б» ч. 4 ст. 162 УК РФ). Стоит отметить, что троим подельникам подсудимого, включая организатора ограбления, удалось скрыться. По данным СМИ, все они уже покинули Россию — кто бежал в Таджикистан, кто в Белоруссию, а кто — в Турцию.

Что же касается Умеджона Жабборова, то он, как ранее рассказывал Business FM его защитник Игорь Чевычалов, тоже хотел сбежать за границу, но передумал. Задержали его в ночь на 25 января благодаря системе распознавания лиц в столичном метро. Выяснилось, что в 2017 году у него уже была судимость — за дачу взятки в 15 тысяч рублей сотруднику полиции. Последний уличил Жабборова, работавшего продавцом в магазине, в продаже алкоголя ночью. Тот пытался откупиться, в итоге Хорошевский суд столицы назначил ему год лишения свободы.

Когда на заседании Наро-Фоминского суда Жабборова спросили, признает ли он вину, он не стал открещиваться от случившегося. Однако заявил, что с квалификацией его действий не согласен, так как не планировал совершать разбой, а лишь согласился поучаствовать в «автоподставе». «Я удивлен был, у нас договоренности на разбой не было. Мне сказали, что надо роль сыграть, подстава будет», — сказал он. Жабборов добавил что, действительно, видел 14 января у Халилова нечто похожее на оружие, но это был игрушечный пистолет.

После этого суд допросил потерпевшую. Представляющий интересы Марины Градской адвокат Андрей Егоров ходатайствовал о проведении ее допроса в закрытом режиме, ссылаясь, в частности, на то, что на электронную почту его клиентке поступают угрозы.

Подсудимый идею слушать дело при закрытых дверях поддержал. «Я только за. Я не хочу их вообще видеть!» — кивнул он в сторону журналистов. Но судья не нашел оснований закрыть процесс.

Иск на 105 млн рублей

Никаких сенсаций выступление Марины Градской не принесло. Потерпевшая пояснила, что на лицах трех нападавших были медицинские маски и Жабборов был единственный, кто ее не надел. В нем она и опознала человека, устроившего ДТП на дороге. Вспомнить, бил ли ее Жабборов вместе с другими, она не смогла. «Они на меня набросились все…» — сказала потерпевшая. По ее словам, нападавшие требовали отдать им деньги, угрожая в противном случае убить ее и ее детей.

Градская поддержала ранее заявленный на следствии дела гражданский иск. Его сумма, как сообщил позже Business FM Андрей Егоров, составила 105 млн рублей. В него, помимо украденных денег, потерпевшая включила компенсацию морального вреда на сумму более 5 млн рублей.

Информации о том, как распорядился своей долей Умеджон Жабборов, в суде так и не прозвучало. Его адвокат Игорь Чевычалов сказал Business FM, что об этом «станет известно в ходе процесса». Разбирательство продолжится 9 сентября.