В Верховном суде Татарстана обвиняемый извинился перед подругой детства, а та предъявила иск на 2,6 млн рублей
Попросил прощения, но не признал вину в умышленном убийстве сегодня в Верховном суде Татарстана 36-летний казанец Марат Низамов, обвиняемый в расстреле бизнес-партнера своего отца. Силовики установили: выстрел в лифте высотки на улице Минской прогремел, когда партнер обнаружил — Низамов хочет расплатиться за недвижимость липовыми долларами и евро. Как выяснило "Реальное время", пачками сувенирных купюр "банка приколов" фигурант запасся за несколько лет до преступления. Разрешение на ружье получил еще раньше, хотя в армии не служил и на охоту не ходил.
Под стражей бывший аппаратчик казанского завода Марат Низамов находится со 2 сентября 2021 года. Жена его не навещает, уверяет источник "Реального времени". В свободное время он читает и занимается спортом — подтягивается, отжимается и убеждает сокамерников следовать его примеру.
Дело Низамова поступило в Верховный суд Татарстана по четырем статьям. Одна из них — убийство с целью скрыть иное преступление — грозит пожизненным заключением. Именно такую квалификацию действиям фигуранта дали в отделе СК по Советскому району Казани. И первый зампрокурора Татарстана Алексей Заика с ней согласился.
Кадры окровавленного лифта в сентябре прошлого года наделали много шума. Сегодня силовикам известно — ружье "Сайга", с которым Низамов заходил в лифт вместе с Рафаэлем Дускаевым, было заряжено патронами калибра 20 мм — на крупную дичь. На 15-й этаж живым прибыл лишь один. Чтобы тело нашли не сразу, Низамов оттащил его через подъездный балкон на лестницу между 14-м и 15-м этажами, а сам отправился домой — отмываться от крови.
Позже позвонил отцу со словами: "Папа, забери меня. Меня хотят убить". Этой информацией, по данным источников "Реального времени", с силовиками делился Низамов-старший. Рассказывал, что когда увидел сына, того трясло, пришлось дать успокоительное. Договорились, что поедут в полицию для подачи заявления о покушении. Когда Низамовых выследили и задержали на парковке у ТЦ "Южный", у отца был двойной шок — сына обвинили в смерти человека, с которым отец раньше дружил и вел совместный бизнес по выделке шкур. Лет 10 назад на почве общего дела отношения испортились и общение прекратилось.
Сегодня в зале Верховного суда Татарстана Низамов-младший старательно прятался от камер и не смотрел в глаза дочери Дускаева. Потерпевшая Вероника Алиева пришла на суд с адвокатом и его помощником. Рассказала, что с подсудимым знакома с десяти лет, пока их отцы общались.
— В связи с чем разошлись?— уточнила гособвинитель Ольга Зарипова.
— Произошел конфликт — на их производство наложили достаточно большой штраф, и так получилось, все расходы понес только мой отец, — объяснила дочь убитого.
Алиева рассказала, что о планах отца продать участок в Салмачах и производственный цех с участком в Цивильском районе Чувашии Марату Низамову она ничего не знала. Лишь после трагедии узнала, что утром 2 сентября он и Дускаев побывали в МФЦ, где составили договор купли-продажи этих объектов на общую сумму 6 млн рублей. Эту цену в суде дочь назвала очень низкой: "Только участок на первой линии Салмачей, на улице Овражной, с недостроенным трехэтажным домом стоит дороже. Знаю, что отец хотел его за 18 млн рублей выставить, я уговаривала снизить цену, к риелторам на оценку отправляла..."
Забегая вперед — назначенная сотрудниками СК экспертиза оценила тот же участок в 10,7 млн рублей, и на предварительном следствии потерпевшая с этой суммой согласилась. В суде она вспоминала, как в тот, последний день отец звонил ей со странным вопросом — где можно проверить иностранную валюту на подлинность. Она сказала — в любом отделении банка, но предупредила, что там возьмут комиссию.
— Вам подсудимый или его родственники извинения приносили, помощь оказывали? — уточнил адвокат Артем Гермогентов у своей клиентки.Ответ был отрицательный. Адвокат подсудимого Борис Савельев вмешался: "Ну как же, в понедельник приезжали — плакали, на коленях стояли...".— На колени никто не вставал. Они поплакали и уехали. Это не значит, что они извинения принесли, — отвечала дочь убитого.— Вероника, я прошу прощения. Да, за все, — высказался сам обвиняемый и заявил: тот самый участок в Салмачах в 5 соток в свое время его отец подарил Дускаевым, оставив себе такой же по соседству.
Суть обвинения суду изложила прокурор Ольга Зарипова. По версии силовиков, не позднее 25 августа 2021 года Низамов задумал завладеть недвижимостью Дускаева и кинуть его, расплатившись по сделке купюрами "банка приколов" в евро и долларах. На всех банкнотах было указано: они являются сувенирной продукцией, а не средством платежа. По данным следствия, Низамов закупал эти "сувениры" сразу в пачках за несколько лет до описываемых событий.
По замыслу обвиняемого, наличный расчет должен был быть произведен уже после госрегистрации перехода права. Однако у продавца были другие планы. Он хотел увидеть и пересчитать деньги, поэтому после составления документов оба отправились на Минскую, 57 — домой к покупателю. Достав ружье из багажника, Низамов объяснил Дускаеву, что это мера предосторожности — сумма крупная, мало ли... В какой момент владелец "Сайги" передернул затвор. Следователи считают — это было сделано уже в лифте.
— Дускаев осмотрел переданные ему деньги в сумке и обнаружил, что Низамов передал ему поддельные билеты. Потребовал передать подлинные... В этот момент Низамов произвел выстрел в голову, — описала гособвинитель восстановленную картину случившегося. И добавила — на этом обвиняемый не остановился — похитил паспорт убитого, а также свидетельства о праве собственности на два участка и цех.
Как выяснило "Реальное время", похищенные документы, как и одежду Низамова, в которой он был на той встрече, следователям и оперативникам найти не удалось. Сам обвиняемый якобы заявил: не помнит деталей, находился в шоковом состоянии.
Окончательное обвинение отцу двоих детей, с высшим образованием и мирной профессией предъявили в покушении на мошенническое хищение недвижимости за 12,7 млн рублей (в эту сумму активы Дускаева оценили эксперты), убийстве с целью скрыть первое преступление, похищении паспорта и незаконном хранении оружия. В последнем эпизоде фигурирует не "Сайга", а переделанный из газового пистолет с 22 патронами, который нашли в сейфе Низамова уже после его задержания.
Вину по трем эпизодам фигурант полностью признал. После содержания каялся и в убийстве, правда, через пару дней отказался от этих показаний и стал настаивать: мол, на фоне конфликта из-за поддельных денег в лифте началась драка и ружье выстрелило.
Сегодня в суде свою версию событий Низамов излагать не стал. Сказал лишь: "Я признаю то, что происходило в лифте... Я пытался избежать... Убийства могло не быть вовсе". Покушение на аферу и незаконный оборот оружия признал. О пропавших документах Дускаева заявил: "Я это неосознанно..."
В интересах потерпевшей ее адвокат Артем Гермогентов сегодня заявил гражданский иск. Просил взыскать расходы на погребение с учетом религиозных обычаев на общую сумму 560 тысяч рублей. И еще 2 млн рублей — в качестве компенсации морального вреда.
Вероника Алиева иск поддержала. Адвокат подсудимого Борис Савельев заявил — 28 сентября на имя потерпевшей был направлен перевод на 150 тысяч рублей. "Денег не получала", — сообщила она.
У погибшего остались еще две дочки. У обвиняемого — сын и дочь. В СИЗО он пробудет минимум до декабря 2022 года. По ходатайству прокуратуры сегодня Верховный суд Татарстана продлил арест. Низамов и его адвокат не возражали.
Правда, подсудимый уверял, что в речи прокурора два момента не соответствуют действительности — попыток бежать и скрываться он не предпринимал и от армии, несмотря на характеристику военкомата, не уклонялся. Просто учился в высшем учебном заведении и пользовался отсрочкой. А по достижении 28 лет получил военный билет.
К слову, наличие у неслужившего разрешения на охотничье ружье сильно удивило его знакомых. Они утверждали — на охоту Марат Низамов никогда не ездил, байками о трофеях не делился. А вот в тир ходил и стрелять умел.
На следующем заседании суд планирует начать допрос свидетелей.