Суд арестовал адвоката Сафронова Дмитрия Талантова

Черемушкинский суд Москвы санкционировал арест президента адвокатской палаты Удмуртии Дмитрия Талантова, защитника обвиняемого в государственной измене журналиста Ивана Сафронова.

Суд арестовал адвоката Сафронова Дмитрия Талантова
© BFM.RU

Таким образом, суд удовлетворил ходатайство Следственного управления Следственного комитета по ЮЗАО столицы. «Ходатайство следствия удовлетворить, избрать Талантову меру пресечения в виде заключения под стражу на срок до 21 августа», — огласил постановление судья Сергей Хомяков.

Рассмотрение ходатайства об аресте, запланированное на 11 утра, началось только в три часа дня: следователь привез материалы почти на час позже, потом задержанный и его семеро адвокатов долго знакомились с делом.

Не обошлось без эксцесса. Перед началом процесса следователь Алексей Панютищев прямо в суде попытался взять у защитников подписку о неразглашении материалов дела. Те встретили просьбу в штыки, указав, что сейчас не время для следственных действий.

Сам Талантов сохранял присутствие духа, когда его стали фотографировать, он пытался позировать и шутить. Когда начался процесс, задержанный сразу же заявил отвод следователю, утверждая, что тот «явно торпедировал», то есть «нарушал его права». Это, по словам задержанного, выразилось в том, что следователь «оказывал давление» на врача скорой помощи. Она была вызвана накануне в СК по Удмуртии, куда его доставили после задержания. Приехавший туда врач потребовал немедленной госпитализации подозреваемого. Талантов пояснил, что у него наблюдалось давление в районе 240 на 120.

«Я настаивал, чтобы мне представили право телефонного звонка и вызвали скорую. Первое ходатайство было проигнорировано, а второе было удовлетворено со скандалом», — заявил Талантов.

Он утверждал, что врач сообщил о риске инсульта или инфаркта. Однако «следователь стал его игнорировать и настаивать, чтобы он оформил заведомо ложные документы» о возможности его этапирования в Москву. В итоге был вызван другой наряд медиков, которые дали требуемое заключение, сказал задержанный.

Прокурор Яна Раджабова выступила против отвода. Судья же и вовсе оставил просьбу без рассмотрения. В своем решении он указал, что ходатайство Талантова не было основано на законе, так как отвести следователя из дела может лишь вышестоящее должностное лицо.

Затем прокурор потребовала закрыть процесс во избежание разглашения данных предварительного следствия и возможного давления на эксперта, который 21 апреля провел по делу лингвистическую экспертизу. Яна Раджабова сослалась на то, что подробности ответа Генштаба Минобороны России на запрос дознавателя не подлежат разглашению. Он хотел знать, соответствовала ли в действительности размещенная адвокатом информация, и получил отрицательный ответ.

Сам Талантов и его семеро адвокатов против закрытия процесса возражали. Так, подозреваемый заявил, что в деле нет ни одного документа с грифом «совершенно секретно». По его мнению, единственная причина, почему прокурор попросила закрыть разбирательство, а следователь ее поддержал, это желание «удалить тех людей, которые являются последней надеждой гражданского общества, — журналистов».

Так, адвокат Талантова Мария Немова отметила, что «дело представляет публичный общественный интерес». Если в нем есть хоть какая-либо охраняемая законом тайна, то можно было бы закрыть заседание на момент оглашения таких сведений, предложила она.

Ей вторил другой защитник Талантова Даниил Берман. «Экспертизы проводятся по всем делам. Даже по кражам. Это значит, что все процессы надо закрыть? — высказал он свои возражения. — Это значит оставить нас наедине с вами, и никто об этом не узнает?»

Однако судья Сергей Хомяков с доводами прокурора согласился, попросив зрителей покинуть зал. Но, прежде, чем все вышли, Талантов сказал, что плохо себя чувствует и попросил вызвать скорую. Однако суд просьбу отклонил, визуально решив, что подозреваемый может участвовать в рассмотрении ходатайства.

Как удалось узнать Business FM, настаивая на заключении Дмитрия Талантова под стражу, представитель следствия приводил стандартные доводы о том, что фигурант может скрыться и воспрепятствовать расследованию. В свою очередь защитники назвали эти доводы голословными. В качестве альтернативы заключения под стражу они предложили избрать Талантову запрет определенных действий, домашний арест в квартире, которую он снимал в Москве, или залог. Деньги в сумме 1 млн рублей готов был предоставить один из адвокатов Талантова Дмитрий Лапин. Аналогичную сумму также готовы были внести коллеги задержанного по адвокатской палате Удмуртии.

Однако, взвесив доводы сторон, судья просьбу об аресте удовлетворил. Защита пообещала обжаловать принятое решение в апелляции.

Талантов был задержан 28 июня в Ижевске и доставлен в Москву. По его месту жительства и на работе прошли обыски. Поводом для дела стал его пост от 3 апреля в Facebook (заблокирован в РФ, головная компания Meta признана экстремистской организацией и запрещена в России) о действиях российских солдат в Буче, Ирпене и Харькове.

61-летнему Талантову инкриминировали «публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации» (п. «ж» ч. 2 ст. 207.3 УК РФ) по мотивам политической или идеологической ненависти. Официальное обвинение ему пока не предъявлено. Статья о распространении фейков про российскую армию появилась в УК весной и предполагает от штрафа до реального лишения свободы на срок от пяти до десяти лет.

Талантов — адвокат обвиняемого в госизмене советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова. Талантов выступил в защиту Сафронова после того, как в отношении другого адвоката — Ивана Павлова (признан СМИ-иноагентом) — было возбуждено уголовное дело за разглашение информации журналистам. После этого Павлов покинул Россию и переехал в Грузию.

Сафронова судят в Мосгорсуде в закрытом режиме, следующее заседание запланировано на 30 июня. В настоящее время защита представляет доказательства.