Войти в почту

Завышенные цены на военные кухни ушли в «откаты» на 650 млн рублей

Главная военная прокуратура (ГВП) потребовала приговорить предпринимателя Алексея Калитина к 7,5 года лишения свободы. Он обвиняется во взятке в 650 млн рублей представителям Минобороны. Признавший вину и давший показания на военных чиновников фигурант просил оставить его на свободе, чтобы он мог продолжать дальше заниматься производственной деятельностью и приносить пользу обществу. Его адвокат уверяла: поставка продукции по завышенной цене не принесла ее подзащитному прибыли, а лишь дала возможность платить «откаты» чиновникам за получение госконтрактов.

Завышенные цены на военные кухни ушли в «откаты» на 650 млн рублей
© BFM.RU

На заседание Хамовнического суда Москвы подсудимый приехал с вещами — не исключал, что судья Марина Фильченко вынесет приговор, связанный с реальным лишением свободы.

Процесс над предпринимателем шел в особом порядке, такая процедура занимает обычно всего несколько заседаний. В этом случае суд не исследует доказательства, а подсудимый полностью признает вину. При этом ему не может быть назначено наказание, превышающее две трети от максимально возможного.

Обвинению не пришлось углубляться в детали дела, и выступление прокурора Жанны Малютиной было кратким. Она констатировала, что, заключив со следствием два досудебных соглашения о сотрудничестве, фигурант «в полном объеме» выполнил взятые на себя обязательства. Его помощь, по мнению гособвинителя, имела существенное значение для раскрытия и расследования преступлений и «изобличения других соучастников», которые впоследствии также оказались на скамье подсудимых.

«Откаты» и их получатели

Стоит отметить, что двум из получателей этих «откатов», Александру Борувкову, экс-замглавы управления Минобороны по конкурентным процедурам, и Александру Пожидаеву, который был посредником, уже вынесли приговоры, связанные с лишением свободы. Первому Хамовнический суд Москвы в феврале 2021 года назначил 5,5 года лишения свободы, второго Басманный суд в январе 2022 года приговорил к трем годам и трем месяцам заключения. Они также предпочли признать вину и заключили сделку со следствием.

Но главных фигурантов с августа 2021 года судят в 235-м гарнизонном военном суде. Это бывший начальник продовольственного управления Минобороны Александр Бережной, бывший эксперт продовольственного управления Алексей Гринюк, бывший начальник отдела проведения конкурентных процедур по государственному заказу департамента госзакупок Юрий Решетников и экс-начальник отдела техобеспечения продовольственного управления Александр Вакулин. Им вменяют получение взяток в особо крупном размере и превышение должных полномочий (ч. 6 ст. 290 и ч. 3 ст. 286 УК). Из всех подсудимых вину частично признал лишь Бережной. Остальные обвинение отрицают.

По версии следствия, с февраля 2014-го по апрель 2017 года гендиректор ООО «Главснаб» Алексей Калитин через посредника Пожидаева передал взятку военным чиновникам в виде денег и имущества на общую сумму 650 млн 465 тысяч рублей за победу подконтрольных ему компаний в аукционах на заключение госконтрактов по поставке для Минобороны продовольствия, а также различных товаров и оборудования. Цены на посуду, хозяйственное имущество и технические средства — автоцистерны для питьевой воды, автомобильные кухни, хлебопечи, картофелечистки, линии для раздачи пищи — сильно завышались. Действия бизнесмена следствие квалифицировало как дачу взяток в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ) и как пособничество в превышении должностных полномочий (ч. 5 ст. 33. п. «в» ч. 3 ст. 286 УК). Предприниматель пробыл полтора года в СИЗО, прежде чем его отпустили под подписку о невыезде.

Активная помощь следствию

Прокурор отметила, что показания Калитина позволили установить роль каждого из соучастников. Отягчающих вину подсудимого обстоятельств Жанна Малютина в деле не нашла, а к смягчающим отнесла активную помощь бизнесмена следствию, раскаяние и частичное возмещение имущественного вреда на сумму 20 млн 371 тысячу рублей.

По совокупности совершенных преступлений гособвинитель предложила назначить фигуранту 7,5 года в колонии строгого режима с лишением права заниматься деятельностью, связанной с выполнением распорядительных и финансово-хозяйственных функций. При этом иск Минобороны на сумму более 650 млн рублей она просила удовлетворить частично с учетом уже ранее выплаченных Калитиным 20 млн рублей, возложив выплаты на подсудимого солидарно с другими фигурантами коррупционного дела. До возмещения ущерба прокурор просила оставить под арестом имущество предпринимателя — квартиру в Санкт-Петербурге, деньги, а также два автомобиля — Mercedes-Benz и Porshe Cayenne общей стоимостью 28 млн рублей.

Представитель потерпевшего — Минобороны — был еще более лаконичен. Он просто просил суд назначить Калитину наказание «с учетом совершенных деяний».

В свою очередь адвокат Ксения Щекина призвала суд не изолировать ее подзащитного от общества. За дачу взятки через посредников она предложила ограничиться штрафом в размере до 4 млн рублей, а за пособничество в превышении должностных полномочий — назначить условный срок.

Она отметила, что подсудимый не только полностью признал вину, но действительно «раскаялся в содеянном, сожалеет о случившемся и вновь не намеревается совершать подобное». «ГВП высоко оценило помощь Калитина следствию, его показания были полными и правдивыми», — сказала адвокат.

По ее словам, коммерсант предоставил полную схему расчета выплаченных взяток, сообщив сведения о суммах и схемах передачи «откатов» наличным и безналичным способами, а также выдал электронную переписку с соучастниками. Она помогла установить схему завышения цен на госконтракты сотрудниками Минобороны.

Минимальная прибыль и польза обществу

Адвокат обратила внимание на тот факт, что ущерб, причиненный завышением цен по госконтрактам, практически соответствовал суммам выплаченных Калитиным взяток, что, по ее мнению, свидетельствует о том, что вся полученная им сверхприбыль уходила на дачу взяток. «Калитину оставалась минимальная прибыль для поддержания работоспособности предприятий», — уверяла суд адвокат.

При назначении наказания она просила учесть личность ее подзащитного, который с 18 лет занимается предпринимательской деятельностью, причем не торгово-закупочной, а именно производственной. Он начал с ремонта холодильного оборудования, затем с нуля создал предприятие «Спецтехмаш». Последнее, по словам адвоката, занялось производством изделий из нержавеющей стали для профессиональных кухонь, продукции военного назначения, хлебопекарных блоков, цистерн для воды и другой продукции, которая «хорошо себя зарекомендовала, в том числе во время спецоперации в Сирии и военной операции на Украине». Завод имел лицензию ФСБ, а также лицензию на производство вооружения и военной техники.

После ареста Калитина в апреле 2017 года завод «Спецтехмаш» вынужден был остановить производство, более 350 сотрудников были уволены. Однако, когда в июле 2018 года следствие отпустило обвиняемого под подписку о невыезде, он собрал новую команду специалистов и рабочих, открыв в 2019 году новую компанию ООО «Спецмаш», которая стала выполнять госконтракты на поставку для учреждений и предприятий Минобороны, Минздрава, Минстроя и Минобрнауки профессионального оборудования для кухонь собственного производства.

Защитница также просила суд учесть благотворительную деятельность подсудимого, который, по ее словам, жертвует свою продукцию больницам. «Его исправление возможно без изоляции от общества», — заверила Ксения Щекина.

Сам фигурант в последнем слове говорил, что раскаивается. «Моя роковая ошибка, которую я совершил, полностью перевернула мою жизнь», — сказал бизнесмен.

«Мне и дальше хотелось бы заниматься производственной деятельностью, развивать отечественное производство и гордиться оборудованием, которое я произвожу, чтобы оно и дальше приносило пользу», — сказал подсудимый. При этом Алексей Калитин признался, что даже по дороге в суд успел заскочить в московский офис.

Приговор судья Марина Фильченко обещала огласить в понедельник, 4 апреля.