Громкое дело: могут ли оправдать обвиняемых в убийстве и покушении на убийство в День Победы?

Версия следствия

Громкое дело: могут ли оправдать обвиняемых в убийстве и покушении на убийство в День Победы?
© 2x2.su

В следственном управлении кратко изложили материалы уголовного дела.

В нём говорится, что обвиняемые выпивали в мини-баре, на повышенных тонах разговаривали с другими посетителями – а те в ответ делали мужчинам обоснованные замечания. По версии следствия, на этой почве разгорелся конфликт, мужчины вышли на улицу, и 39-летний обвиняемый ударил ножом одного из посетителей (тот позднее скончался).

Этот роковой удар, согласно материалам уголовного дела, спровоцировал драку, в которой были ранены ещё два человека. Последним удалось покинуть место столкновения, в дальнейшем им оказали медицинскую помощь.

На предварительном следствии обвиняемые свою вину не признали. Несмотря на это, следствие считает собранный объём доказательств достаточным для предъявления им обвинения в инкриминируемых деяниях, - подытожили в следственном управлении СК РФ по Амурской области.

Точка зрения защиты

Ещё до того как дело было передано в суд, в редакцию полезного портала 2x2.su обратился родственник обвиняемых. Он попросил нас разобраться в происшествии, так как усомнился в том, что следствие будет справедливым. После этого мы встретились с адвокатом одного из обвиняемых и узнали, как защита видит события 9 мая 2021 года.

В тот вечер их было трое: мой доверитель, его брат и их друг. Около двух часов ночи они приехали в бар. Там уже было очень много людей – в основном молодёжь, по большей части в состоянии алкогольного опьянения, - рассказывает адвокат Андрей Самарин. – Эти трое тоже, безусловно, выпили. И в дальнейшем у друга моего доверителя возник конфликт с какими-то парнями: тем показалось, что мужчина недостойно ведёт себя по отношению к девушкам, которые также находились в баре.

Далее, говорит Андрей Игоревич, собравшиеся начали выяснять отношения.

Мой доверитель и его брат были, так скажем, посредниками между своим другом и чужой компанией. Конкретно мой доверитель старался не вмешиваться, просил всех успокоиться. Они вроде бы разобрались, уже собирались уходить домой. Но когда мой доверитель вышел на улицу, то обнаружил, что его брата окружила группа людей (куда при этом делся их друг – неизвестно). Мой доверитель снова попытался всех успокоить, опять началось выяснение отношений.

В итоге, по словам адвоката, брат его подзащитного вместе с ещё одним молодым человеком отошли в сторону, перешли дорогу, чтобы спокойно обсудить возникшие разногласия и сгладить конфликт.

Повторюсь, выходя из помещения бара на улицу, у моего доверителя было единственное желание – покинуть это место вместе со своим братом и другом. Вместе с тем разгоряченная толпа молодых людей, по численности превышавшая их примерно в пять раз, не хотела их отпускать.

В какой-то момент, когда мой подзащитный, его брат и друг, а также около 10-15 молодых парней находились на противоположной от бара обочине дороги, между братом моего доверителя и этим молодым человеком что-то произошло. Что именно – мой доверитель не видел. Но после началось избиение. Дракой это называть нельзя, так как ни мой доверитель, ни его брат, ни их друг не наносили никому ударов, они лишь пытались защититься. К моему доверителю подбежали со спины, опрокинули его на землю и начали жёстко избивать. В этом участвовали минимум трое.

Как говорит Андрей Игоревич, его доверитель пытался сбежать, но его догоняли и вновь валили на землю.

В какой-то момент он увидел, что какой-то предмет упал перед ним на землю, и поднял его. После этого его противники прекратили избиение и отбежали в другом направлении.

Всё описанное, говорит Андрей Самарин, подтверждают видеозаписи с камер наружного видеонаблюдения на близлежащих зданиях. Публиковать эти видео мы не можем, но можем процитировать описание этих кадров:

Всё вышесказанное попало на запись одной видеокамеры. На другой записи видно моего доверителя и, в отдалении, его брата – того пинает группа людей. На кадрах мой доверитель подходит и наносит по удару двум нападающим, чтобы те прекратили свои действия. Как у него в руках оказался нож, он не помнит – сами понимаете, в каком был состоянии. После его ударов нападающие прекратили свои действия и отошли в сторону, а мой доверитель поднял брата, они начинали уходить – но потом их догнали и продолжили жестоко избивать. Если бы не сотрудники вневедомственной охраны, неизвестно, чем бы это закончилось.

Оборона или покушение?

Описанный разговор произошёл в конце ноября прошлого года. Тогда разглашать подробности было нельзя – шло предварительное следствие. А адвокат Андрей Самарин ещё надеялся, что дело переквалифицируют и покушение на убийство превратится в превышение мер необходимой самообороны:

О каком убийстве можно говорить, если они не были зачинщиками какого-либо конфликта? Мой подзащитный изначально вообще никого не трогал. Их начали жестоко избивать – он лишь защищался и пытался помочь своему брату, - говорил Андрей Игоревич. – Да, в деле фигурируют два ножа. Но это обычные перочинные ножи, которые носят с собой многие мужчины для различных бытовых целей. У обвиняемых они были с собой не для того, чтобы причинять телесные повреждения или обороняться. Это просто предмет, которые многие носят на брелоках.

Но к декабрю стало ясно: о переквалификации уголовного дела речь не идёт. Тогда мы снова встретились с Андреем Игоревичем. К тому моменту предварительное расследование было завершено.

Ознакомившись с материалами уголовного дела, мы с сожалением констатируем ужасную неполноту проведённого расследования и жуткий конформизм следствия в части следования ранее заложенной квалификации возбуждённого уголовного дела, - высказал своё мнение адвокат. – Подойдя к окончанию расследования, мы с моим коллегой увидели: следователи допросили лишь малую часть людей, которые присутствовали в тот момент в мини-баре, имели отношения к тем событиям, нанесли телесные повреждения нашим подзащитным. Не были установлены личности девушек, из-за которых якобы начался конфликт. Расследование было проведено однобоко, прямолинейно, топорно.

Андрея Самарина смущает, как в уголовном деле трактуется понятие необходимой обороны. Разберёмся детально:

В Уголовном кодексе есть статья № 37, которая объясняет, что такое необходимая оборона. Также по этому поводу существует разъяснение Пленума Верховного суда. Если говорить простым языком: когда на тебя нападают и это нападение создаёт реальную опасность для твоей жизни и здоровья или для жизни и здоровья другого лица, ты вправе применить ответные, соразмерные нападению меры.

Но, говорит адвокат, в материалах уголовного дела не указано, что перед тем как его подзащитный нанёс потерпевшим удары ножом, его самого избивали два или три человека.

В деле говорится, что люди, которые причиняли телесные повреждения брату моего подзащитного, реально не угрожали самому подзащитному и не предпринимали никаких действий, направленных на причинение вреда его жизни и здоровью, а также не осуществляли никаких посягательств на его жизнь и здоровье. То есть везде говорят про его жизнь и не учитывают, что в тот момент угроза нависла над его братом. А ведь угроза жизни и здоровью другого человека также даёт право на необходимую оборону.

Андрей Игоревич назвал и ещё один спорный момент:

Следствие предъявляет моему доверителю обвинение в покушении на убийство двух лиц. Но покушение на убийство совершается исключительно с прямым умыслом: то есть, это когда человек хотел убить, но не завершил покушение по каким-то не зависящим от него обстоятельствам. Пример покушения на убийство: человек, желая убить, наносит другому удар ножом – но потерпевший продолжает стоять на ногах. Тогда нападающий, желая достичь цели, пытается ударить ещё раз, но его либо останавливают очевидцы, либо у него ломается лезвие ножа, либо он этот нож роняет, а потом его скручивают. То есть, виновный хочет, но не может довести свой умысел до конца по независящим от него обстоятельствам.

Тем не менее подзащитному Андрея Самарина предъявлено обвинение именно по этой статье. Его брата обвиняют в убийстве. Изменить сейчас это уже нельзя, так как дело передано в суд.

У нас осталась одна надежда – суд присяжных заседателей. Именно такой порядок рассмотрения уголовного дела выбрали обвиняемые. Конечно, мы очень сильно опасаемся влияния национального признака. Услышав, что обвиняемые – так называемые кавказцы, люди могут сформировать к ним предвзятое отношение. Тем не менее мы решились на этот шаг, так как считаем, что без участия присяжных заседателей суд с большей вероятностью поддержал бы точку зрения следствия.

Вопрос правоохранителям

После разговора с адвокатом обвиняемого корреспондент портала 2x2.su отправил запрос в следственное управление СК РФ по Амурской области. Мы задали вопросы, которые возникли во время беседы: о том, действительно ли не опрашивали девушек, из-за которых якобы начался конфликт, а также о том, почему действия обвиняемых не переквалифицировали в превышение необходимой обороны.

В ответ на запрос нам сообщили, что предварительное следствие по этому уголовному делу завершено, и повторили:

Следствие считает собранный объём доказательств причастности привлечённых к уголовной ответственности лиц достаточным. Позиция следствия основана на материалах уголовного дела и нашла своё отражение в обвинительном заключении, которое утверждено заместителем прокурора города Благовещенска. В настоящее время дело рассматривается в Благовещенском городском суде.

Также в управлении уточнили, что непризнание обвиняемыми вины на предварительном следствии отражает их субъективную позицию и является избранным ими способом защиты.

Учитывая принцип состязательности сторон, закреплённый ст. 15 УПК РФ, стороны обвинения и защиты равноправны перед судом, который не является органом уголовного преследования. Суд создаёт необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. В соответствии с правовым статусом обвиняемого привлечённые к уголовной ответственности лица, сами или через своего защитника, имеют право защищаться средствами и способами, не запрещёнными уголовно-процессуальным законодательством, в том числе и в ходе судебного разбирательства.

Начало судебного разбирательства назначено на 9 февраля 2022 года. Портал 2x2.su продолжит следить за развитием событий.