Войти в почту

После провала переворота в Казахстане ОДКБ может расшириться

На фоне событий в Казахстане Узбекистан может вернуться в состав ОДКБ, считает председатель комитета Госдумы по делам СНГ Евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников. По его мнению, в Ташкенте должны видеть, что больше «надеяться не на кого».

После провала переворота в Казахстане ОДКБ может расшириться
© Свободная пресса

«Узбекистан в своё время вышел из ОДКБ, но может снова войти. Я теперь такого не исключаю, когда они видят, что надеяться не на кого, — заявил он.

Напомним, что о возможности вхождения Узбекистана в ОДКБ и ЕАЭС говорят много в последнее время. Однако сами власти Узбекистана эти разговоры никогда не подтверждали. Подстегнет ли их страх перед повторением у себя казахстанских событий?

Впрочем, стоит отметить, что едва ли можно доверять такому союзнику. Узбекистан был в ОДКБ с первых дней основания. Сам договор был подписан в его столице — Ташкенте, 15 мая 1992 года, из-за этого его еще называют Ташкентским договором. Однако республика покинула ряды организации в апреле 1999 года.

В августе 2006-го Узбекистан восстановил членство в ОДКБ, чтобы снова выйти из нее в июне 2012-го. Нужен ли вообще России столь многовекторный партнер, который то входит, то выходит, то ссорится с США, то мирится и даже размещает у себя американскую базу?

— В принципе, Узбекистан может вернуться в ОДКБ, но зачем это ему? — считает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.

— В отличие от Казахстана, где события минувшей недели были вызваны не столько какими-то внешними силами, сколько соображениями транзита власти — борьбой ряда олигархических групп (токаевской, масимовский и проч.) за назарбаевское наследие, в Узбекистане транзит президентской власти пока не актуален. Эта страна находится на восходящем тренде. Мирзиёев — лидер новый, популярный, посткаримовский. С талибами* находится в диалоге. Контролирует ситуацию в стране. Так что пока вступать в какие-то геополитические союзы для Узбекистана не актуально.

«СП»: — Говорят, что Узбекистану больше «надеяться не на кого». А кто им угрожает? Афганистан? Вот президент Таджикистана Рахмон предлагает создать пояс безопасности вокруг Афганистана. Ташкенту это нужно?

— Рахмон может предлагать все, что угодно. Его главный ресурс — российские пограничники, а вовсе не какой-то там «пояс безопасности» с участием других стран Центральной Азии. Никакого военного единства стран Центральной Азии сегодня быть не может— тем более перед лицом внешней экспансии со стороны южных соседей. Каждый будет спасаться в одиночку, в случае чего.

«СП»: — Узбекистан уже дважды из ОДКБ выходил. Многовекторность зашкаливает? Может, они скорее НАТО на помощь позовут. Опыт размещения американских баз уже был…— Именно потому, что Узбекистан дважды выходил из ОДКБ, он не будет в очередной раз стремиться вступить в эту организацию. Руководство этой страны знает, что в случае внешней угрозы нет никаких проблем вступить в ОДКБ и попросить помощи России. Или, напротив, обратиться за помощью к Турции. Или к Китаю. В зависимости от типа экспансии...

России для обеспечения собственной безопасности не нужен никто, кроме армии и флота, ну и, разумеется, национального стратега. В отсутствие же адекватной стратегии внешней политики в РФ нашей стране не поможет никто.

«СП»: — В свое время в ОДКБ входили также Грузия и Азербайджан. Возможно ли воссоздание организации в изначальном виде? Или, может, к ней могут присоединиться какие-то новые страны?

— Воссоздание ОДКБ в прежнем виде невозможно. Нас не должно обманывать некое «единство» позиции стран ОДКБ в отношении поддержки законного руководства Казахстана. Тут речь идет о поддержке «братского» олигархического режима, не более. Но вот вопрос: какова будет позиция стран ОДКБ в случае нарастания провокаций, например, на Донбассе и начала военной операции в данном регионе при поддержке Киева со стороны НАТО. Думаю, что никакого единства в ОДКБ уже не будет. Не надо преувеличивать военно-политическое значение данной организации.

— Представители руководства Узбекистана за предыдущий год неоднократно подчеркивали, что это государство не намерено восстанавливать членство в ОДКБ, — напоминает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

— В таких случаях официальный Ташкент ссылается, в том числе, на свою Концепцию внешнеполитической деятельности и Оборонную доктрину, которые не предполагают членство в военных блоках. В подобном ключе, в частности, в июле 2021 года высказывался пресс-секретарь президента республики Шерзод Асадов, а в октябре – глава МИД страны Абдулазиз Камилов. Характерно, что в сентябре 2021 года генсек ОДКБ Станислав Зась также отмечал, что Узбекистан «пока не планирует» возвращаться в организацию.

Конечно, здесь не тот случай, когда руководству страны приходится оглядываться на общественное мнение и долго готовить его к подобным внешнеполитическим разворотам. Но все же вряд ли восстановление членства Узбекистана в ОДКБ произойдет в ближайшем будущем. Теоретически, подтолкнуть Ташкент к подобному шагу могло бы либо серьезное осложнение отношений с США, либо очень заметные угрозы безопасности страны.

Вряд ли события в Казахстане станут фактором, подталкивающим Узбекистан к восстановлению членства в организации. Стоит отметить, также, что Вашингтон продолжает демонстрировать заинтересованность в сотрудничестве с Ташкентом — в частности, в декабре 2021 года страну посетила американская делегация во главе с помощником госсекретаря США Дональдом Лу.

Конечно, политика того же Казахстана показывает, что возможности по взаимодействию с американской стороной сохраняются и в случае членства в ОДКБ. Тем не менее, скорее Ташкент в ближайшее время предпочтет не входить в данный военный блок, в том числе, чтобы получить больше пространства для маневра при переговорах с Вашингтоном.

«СП»: — Да, многовекторность – штука коварная.

— В общем-то, и Казахстан традиционно проводил многовекторную внешнюю политику, и Белоруссия — на многих этапах членства в ОДКБ. При этом действительно в случае гипотетического восстановления членства Узбекистана в этой организации новый разрыв Ташкента с ОДКБ через несколько лет был бы вполне вероятен. Но в любом случае – обратим внимание, что даже Леонид Калашников (а парламентарии, как правило, могут делать более смелые публичные заявления по подобным вопросам, чем представители исполнительной власти) заявил о вероятности восстановления членства Узбекистана в ОДКБ очень аккуратно — с формулировкой «не исключаю». В Кремле, скорее всего, также вряд ли рассчитывают, что эта задача будет решаться просто.

«СП»: — А в ЕАЭС Узбекистан может вступить?

— Как известно, Узбекистан сегодня является государством-наблюдателем в ЕАЭС. В то же время, в вопросе дальнейшего углубления сотрудничества с организацией Ташкент также весьма осторожен. Вспомним, например, что в ходе выступления на прошедшем в дистанционном формате в декабре 2021 года саммите Высшего Евразийского экономического совета президент страны Шавкат Мирзиеев заявил о необходимости расширения возможностей участия в работе органов ЕАЭС именно для стран-наблюдателей (вероятно, ориентируясь на работу своей страны с ЕАЭС в ближайшем будущем именно в этом статусе).

Можно отметить, что замглавы МИД РФ Андрей Руденко еще в сентябре 2021 года также весьма сдержанно комментировал возможность вступления официального Ташкента в ЕАЭС, заявив, что Москва «не торопит Узбекистан сделать окончательный выбор».

«СП»: — В последнее время часто говорят о том, что помимо Узбекистана к ЕАЭС может присоединиться Азербайджан. Понятно, что на фоне союза с Турцией едва ли стоит рассматривать всерьез вступление Баку в ОДКБ, но все же. Готов ли Азербайджан пойти на интеграцию и в каком формате?

— Перспективы взаимодействия Азербайджана с ЕАЭС периодически становилась темой для дискуссий в прошлом году. Еще до предложения Нурсултана Назарбаева предоставить Азербайджану статус страны-наблюдателя в этой организации, тема сотрудничества Баку с этой структурой обсуждалась в информационном пространстве, например, незадолго до заседания Межправительственного совета ЕАЭС в апреле 2021 года.

Премьер Армении Никол Пашинян, заявив о возможности при определенных условиях «рассмотреть вариант» с поддержкой предоставления Азербайджану статуса наблюдателя в ЕАЭС, прекрасно понимал, что может оказаться из-за этого под ударом критики в собственной стране – так что эта реплика явно была сказана с учетом позиции Москвы.

* «Движение Талибан» по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003 г. признано террористической организацией, ее деятельность на территории РФ запрещена.