Расстрел, которого не было. Как «вельский маньяк» пять лет ждал казни
Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин не исключил возможность снятия в России моратория на смертную казнь за некоторые преступления. По словам Зорькина, вопрос о высшей мере наказания нельзя закрывать, пока есть случаи умышленных убийств. По этому поводу вспоминаем статью Daily Storm про жителя Архангельской области Сергея Михайлова, который пять лет ждал расстрела по ложному обвинению (историю
не в пересказе можно прочитать, перейдя по ссылке в материале
).
В октябре 1994 года в Вельске была задушена и изнасилована второклассница Ира Крашенинина. После резонансного преступления в городе пошли слухи о маньяке. Правоохранители сбились с ног в поисках преступника. В этот момент на горизонте появился Сергей Михайлов. Молодой человек воспитывался в детдоме, а в 14 лет получил условный срок за кражу куртки.
Никаких прямых или косвенных улик против Михайлова не было. Кроме того, что в день убийства он находился в Вельске — приехал в райбольницу. В беседе с Daily Storm мужчина вспоминал, что оговорил себя после избиений и угроз расправы со стороны сотрудников милиции.
«Когда голову дверью прищемят, хоть в чем признаешься. Я слаб был. Наивный, на суд надеялся, а там и разбираться не стали! Объявили вельским маньяком!» — заявил Михайлов.
Полковнику Вячеславу Ващенко, лично приехавшему «колоть» задержанного, явки с повинной показалось мало. Он решил перед судом усилить доказательную базу и «нашел» в Малой Липовке девочек-тройняшек и их старшую сестру, которых Михайлов якобы «изнасиловал». Позднее девчонки признались, что следователь на них «наорал», потребовав, чтобы они оговорили «дядю Сережу».
В результате Михайлов провел несколько лет в камере смертников. Он ежедневно ожидал расстрела. Мужчина, по его словам, даже пытался покончить с собой. В 1996 году настоящего убийцу второклассницы поймали. Однако Михайлову удалось выйти на свободу не сразу: «терялись» документы, которые должны были попасть в Генпрокуратуру.
В апреле 2000 года Верховный суд снял с Михайлова обвинение в убийстве. Но на мужчине осталось обвинение в изнасиловании троих несовершеннолетних. С протестом на этот счет Генпрокуратура не обращалась. Михайлову в итоге назначили новый срок — восемь лет. Но поскольку шесть из них он уже отсидел — его подвели под условно-досрочное освобождение.
Михайлов вернулся из тюрьмы в Вельск (позднее он покинул этот город) и женился. У него есть дети. После всего страшного, что ему довелось пережить, мужчина научился ценить жизнь по-настоящему.
Мораторий на смертную казнь действует в России с 1997 года. Многие политики, чиновники и другие общественные деятели периодически высказываются о смертной казни. Например, после убийства и изнасилования двух детей в Киселевске в сентябре 2021 года депутат Госдумы Михаил Емельянов высказался за смертную казнь. В Совете по правам человека выступают против отмены моратория на высшую меру наказания.
]]>