25 лет теракту в Каспийске: 67 жертв террора, виновных в теракте так и не нашли
Взрыв в Каспийске
Существует две версии взрыва, на которых мы остановимся позже. Взрыв произошел в ночь с 15 на 16 ноября 1996 года в 02:10 по местному времени. В доме №58 по улице Ленина в основном проживали семьи пограничников Каспийского пограничного отряда Северо-Кавказского пограничного округа. После взрыва специалисты установили, что мощность бомбы составляла 30-150 килограммов в тротиловом эквиваленте.
В результате взрыва пострадало все здание, одна из его секций полностью разрушилась. Всего под завалами оказались 106 человек, 67 из которых погибли, еще 39 человек удалось спасти. Газета «Известия» 13 мая 2002 года сообщила, что в результате взрыва погибли 64 человека, из которых 20 детей, 17 женщин, 15 пограничников из офицерского состава, два солдата срочной службы, а также двое родственников военных, приехавших в Каспийск в гости к пограничникам. Остальными погибшими являются местные жители.
Управление ФСБ по Республике Дагестан возбудило уголовное дело по статье «Терроризм». 19 ноября 1996 года в России был объявлен общенациональный траур по погибшим в результате взрыва.
Версии трагедии
На этом официальная информация по взрыву в Каспийске кончается. Далее мы рассмотрим версии следствия.
Существует две версии взрыва со стороны правоохранителей:
Действия мафиозных структур; «Чеченский след».
Дагестанский журналист Алик Абдулгамидов являлся очевидцем событий в Каспийске. По его словам, организатором взрыва могла стать дагестанская «икорная мафия». «На Каспийском море в крупных масштабах незаконно вылавливали осетровую рыбу, которую вместе с икрой вывозили за пределы Дагестана. Браконьеры получали за этот промысел сумасшедшие деньги. Был даже такой случай, когда на острове Чечень, что на побережье Каспийского моря, вертолет, перегруженный рыбой, не выдержал перегруза и упал. Тогда же появилась версия, что российские пограничники пресекли деятельность мафии. Взрыв стал актом возмездия», – отмечал Алик Абдулгамидов.
Также рассматривается версия, в соответствии с которой пограничники якобы отказались предоставить контрабандистам канал на границе с Азербайджаном. По этому каналу преступники собирались поставлять оружие или наркотики – доподлинно неизвестно, что именно.
В соответствии со второй версией взрыв организовали чеченские боевики, чтобы спровоцировать втягивание Дагестана в Чеченскую войну. Одним из доказательств этом является атака на Кизляр, которую организовал один из самых известных чеченских террористов 90-х – Салман Радуев.
Атака на Кизляр
9 января 1996 года 350 боевиков под предводительством Салмана Радуева, Хункар-Паши Исрапилова и Турпал-Али Атгериева совершили вылазку в Дагестан, в ходе которой были совершены нападения на аэродром Кизляра и военный городок батальона Внутренних войск МВД России. Террористы уничтожили два вертолета Ми-8 и один топливозаправщик, а после того, как к городу подошли федеральные силы, боевики отошли в Кизляр и захватили больницу с тремя тысячами заложников.
Салман Радуев потребовал от Москвы выведения войск из Чечни. Тогдашний президент Чеченской Республики Ичкерия Джохар Дудаев возложил командование операцией на Радуева и Исрапилова. 10 января террористы отступили из города, забрав с собой более 100 заложников. У берега реки Аксай колонну боевиков остановили предупредительным огнем федеральных сил с воздуха, и террористы, расценив это как попытку их ликвидации, закрепились в селении Первомайское Хасавюртовского района. В ходе продолжающихся боев боевикам 19 января с боем удалось вырваться из окружения и вернуться в Чечню.
Боевики заявляли, что они уничтожили более 800 человек из состава Вооруженных сил России, МВД и мирных жителей Дагестана. В ходе операции под Первомайском были освобождены 82 заложника, 13 человек погибли. Со стороны федеральных сил в ходе столкновений погибли 26 человек, ранения получили 128 человек. В Кизляре повреждили или разрушили более 800 домов и квартир, в Первомайском – более 330 домовладений, бфло повреждено 60 автомобилей и тракторов, газопровод, водопровод и ЛЭП выведены из строя, здания мечети и медсанчасти были разрушены.
Возвращаясь к теме теракта в Каспийске, стоит снова вспомнить слова журналиста Алик Абдулгамидов: «Я говорил на эту тему с начальником Северо-Кавказского регионального управления ФПС генералом Евгением Болховитиным. Он отмечал, что все, кто был связан с терактом в Каспийске, уничтожены в ходе боев в Чечне. Думаю, так и произошло». Прямая связь между терактом в Каспийске и атакой на Кизляр не доказана, однако такая версия рассматривалась.
Воспоминания очевидцев
В результате теракта в Каспийске несколько семей полностью погибли, восемь детей пограничников остались без родителей, еще столько же – без отца или матери. Во многих семьях погибли по два, три или четыре человека.
Жительница Каспийска Елена Залова в ходе теракта потеряла мужа и троих сыновей. Теперь у нее есть новый муж и дети, которые хотят стать пограничниками, как погибшие братья. «Мы чтим память погибших каждый год. Оказывается, время совсем не лечит», – сообщила Елена Залова.
Ирина Ситская, очевидец тех событий, вспоминала, что ее сын, которому на момент взрыва было 3,5 года, играл на пляже с погибшими сыновьями Елены Заловой. «Мой сын насмотрелся на все, а потом на пляже строил домики из песка и ломал их. Говорил, что опять взорвали», – вспоминает Ирина Ситская.
Светлана Миронова тоже является очевидцем тех событий. Она рассказывала о погибшей подруге Елене Власенко. «Лене было 29 лет, она играла на кларнете в духовом военном оркестре. Когда произошел взрыв, мы прибежали к месту, но Лена не выжила, а ее мужу придавило ноги плитой. Когда плиту сняли, он умер от болевого шока. Дети 9 и 11 лет выжили, живут в Москве. Похоронили Лену с мужем в Коломне, куда их отвезли родители. Эту боль ничем не загладить», – рассказала Светлана Миронова.
Взрыв в Каспийске был первым из серии взрывов жилых домов в России на фоне Чеченской войны. Алик Абдулгамидов вспоминал: «Полностью разрушился один подъезд, из стен торчала металлическая арматура. На верхних этажах боковых подъездов оставались люди, и их вытаскивали спасатели. Все дни, пока шел разбор завалов, вокруг ходила бабушка и плакала – она потеряла трех внуков и зятя. Беда объединила всех, на разбор завалов пришло много добровольцев».
Репортер еженедельника «Новое дело» Тимур Джафаров вспоминал, что спасательные работы начались через несколько минут после взрыва. «Министр МЧС Сергей Шойгу прибыл на место происшествия, он руководил спасательными работами. Председатель комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин по приезду в Каспийск сообщил, что взрыв организовали чеченские террористы. 17 ноября прибыл премьер-министр Виктор Черномырдин, после чего провел рабочее совещание, на котором пообещал решить все вопросы, связанные с урегулированием последствий. Президент Борис Ельцин выразил соболезнования семьям погибших», – вспоминал Тимур Джафаров.
Завалы были разобраны через три дня. Президент Ичкерии Залимхан Яндарбиев отмечал, что чеченцы не участвовали в организации теракта. После разбора завалов прошла гражданская панихида по погибшим, а в последующие дни из аэропорта Махачкалы в разные регионы России вылетели самолеты с «грузом 200».
Расследование взрыва в Каспийске
В ноябре 2003 года пресс-служба следственного отдела ФСБ по Северному Кавказу сообщила о том, что расследование дела приостановлено. Виновные найдены не были несмотря на то, что по состоянию на февраль 2004 года поиски террористов не прекращались.
Учредитель еженедельника «Черновик» Магди Камалов в комментарии «Кавказскому узлу» сообщил, что расследование не довели до конца, так как в правоохранительных органах были люди, связанные с «рыбной мафией». Ветеран МВД, полковник Амир Колов отмечал, что существовала видеозапись момента взрыва, которая могла бы помочь в расследовании. Ее затребовало руководство МВД по Дагестану, после чего ролик якобы исчез.
По словам главного редактора информационного агентства «Дербент» Милрада Фатуллаева, ниточки взрыва в Каспийске тянулись в Чечню. Историю со спорами пограничников и контрабандистов выдумали ради отвлечения внимания от «зарождения ваххабитского анклава» в Дагестане, считает журналист. Главный редактор газеты «Новое дело» Гаджимурад Сагитов считает, что в 90-е проще было договориться контрабандистам с пограничниками, чем устраивать такой взрыв. Скорее всего, по его мнению, взрыв организовали международные террористические организации по политическим мотивам, известным лишь этим организаторам. Магди Камалов не исключает и версии с незаконной добычей рыбы и черной икры.
Председатель российской секции Международного общества прав человека адвокат Владимир Новицкий отмечал, что приостановление расследования уголовного дела не значит, что работа не ведется. При появлении новых данных о лицах, которые могут быть причастны к взрыву, расследование возобновится. Процесс может длиться долго, так как по российским законам статьи о терроризме не имеют срока давности.
Память о взрыве в Каспийске
Гаджимурад Сагитов заявил, что память о теракте в Каспийске позабыта, однако об этом помнит старшее поколение и та молодежь, которая застала эти события. Журналист считает, что это связано с отсутствием внятной информационной политики.
Статья по теме: 22 года назад в Москве произошел теракт на улице Гурьянова: 106 жертв исламского терроризма
По словам Магомеда Магомедова, взрыв в Каспийске затмила серия взрывов в 1999 году, а также теракт в том же Каспийске, который произошел 9 мая 2002 года. Этот взрыв унес жизни 43 человек, а его организатором являлся Раппани Халилов – командующий Дагестанским сектором Кавказского фронта Вооружённых сил ЧРИ. Взрыв в 2002 году произошел недалеко от дома №58 по улице Ленина. Теракт 1996 года был первым из серии последующих событий, разворачивающихся по всей России. И объединяет эти взрывы одна вещь – развал СССР и последующий передел собственности. В рамках этого процесса самые жадные не знают пощады никому: ни инфраструктуре, ни исторической памяти, ни человеческим жизням.
Статья по теме: 22 года назад в Москве произошел страшный теракт на Каширском шоссе, погибли 124 человека