Расследование первого дела Сергея Фургала завершено. Защита ходатайствовала о суде присяжных. Где и как может пройти процесс и не изменят ли подсудность?
Следственный комитет России объявил об окончании расследования дела экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Его обвиняют в организации заказных убийств. Материалы направлены в Генпрокуратуру для утверждения обвинительного заключения и передачи в суд. По закону слушания должны проходить по месту совершения инкриминируемых преступлений — в Хабаровском крае. Однако не исключено, что прокуратура попросит изменить подсудность дела.
Новости Следственного комитета об окончании расследования одного из наиболее резонансных дел последних лет предшествовала появившаяся в СМИ информация о том, что в отношении Сергея Фургала возбудили второе дело — об организации преступного сообщества и мошенничестве в особо крупном размере (ст. 210 и 159 УК РФ)
«По этому делу в Хабаровске под стражей в июле 2020 года были задержаны свыше десятка человек, среди которых депутат законодательного собрания Хабаровского края, член правительства, сотрудники завода «Амурсталь», — рассказал Business FM адвокат Сергея Фургала Михаил Карапетян.
И хотя расследованием дела занимается центральный аппарат СК, все обвиняемые, за исключением Фургала, содержаться под стражей в СИЗО Хабаровска. При этом первый дорос с экс-губернатором следователи запланировали в столичном СИЗО «Лефортово» лишь на понедельник, 25 октября. Официального обвинения по этому делу Фургалу пока не предъявили.
Сергей Фургал был задержан 9 июля 2020 года по первому делу. На следующий день его поместили в столичное СИЗО «Лефортово». Ему вменяется организация покушения на убийство амурского предпринимателя Александра Смольского и организация убийства бизнесменов Евгения Зори и Олега Булатова. Действия Фургала СК квалифицировал как покушение на убийство, убийство двух лиц и незаконный оборот оружия (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 105 и ч. 3 ст. 222 УК РФ). Сегодня следствие раскрыло подробности дела — отмечается, что поводом для расправы с коммерсантами стали конфликты Фургала с конкурентами в сфере бизнеса.
Вместе с Фургалом по этому делу проходят еще несколько человек: Андрей Карепов, Марат Кадыров, Андрей Палей и Николай Мистрюков. У последнего — онкология, он заключил сделку со следствием и дал признательные показания. В сентябре 2020 года его перевели из СИЗО под домашний арест. Остальные находятся в СИЗО, причем Карепов, Кадыров и Палей — с ноября 2019 года. Они вину отрицают. Сам Сергей Фургал связывает свое уголовное преследование с хозяйственным конфликтом на заводе «Амурсталь».
В деле — 74 тома. Фигуранты начали ознакомление с ними в феврале 2021 года. Но Басманный суд в начале октября ограничил их в этом. Поэтому 18 октября Сергей Фургал и его адвокаты подписали протокол окончания ознакомления с материалами дела и заявили ряд ходатайств.
Как рассказал Business FM другой защитник Фургала Борис Кожемякин, прежде всего защита просила прекратить дело за отсутствием состава преступления.
Борис Кожемякин адвокат «Все наши ходатайства переданы следствию и теперь они [следователи] должны их либо удовлетворить и прекратить это дело за отсутствием состава преступления, либо передать дело в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения. Также Сергей Иванович заявил ходатайство о том, что, если это дело будет передано в суд, он хочет чтобы это был суд присяжных».
После утверждения обвинительного заключения прокуратура передаст материалы в суд, при этом должен быть решен вопрос о подсудностью дела. Обычно дела рассматриваются по месту совершения преступления. Однако нередко по громким делам подсудность меняют, опасаясь, что фигуранты могут использовать свои связи. Так, например, было с делом экс-сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова и его отца Рауля Арашукова. Его вместо того, чтобы отправить в КЧР, решили слушать в Москве. Также было и с делом схимонаха и бывшего схиигумена Екатеринбургской епархии Русской православной церкви Сергия, которого должны были судить на Урале.
Поскольку арест Сергея Фургала вызвал множество акций в его поддержку в регионе, вероятно, Генпрокуратура попросит Верховный суд изменить подсудность дела. «У нас есть такое предположение», — признался Борис Кожемякин.
Его мнение разделяет и вице-президент Гильдии российских адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов:
Федор Трусов вице-президент Гильдии российских адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Изменение подсудности не так часто, но бывает, и, скорее всего, по этому делу так и произойдет. Потому что статья 35 Уголовно-процессуального кодекса прямо говорит, что территориальная подсудность дела может быть изменена, в случае, если имеются обстоятельства, которые могут поставить под сомнение объективность и беспристрастность суда по делу. Понятно, что феномен господина Фургала для региона в данном случае дает повод прокуратуре заявить о том, что суд будет небеспристрастен, к сожалению (я не согласен с версией о его виновности по данному делу). Такая практика [изменения подсудности] — иногда порочная, иногда правильная. И да, я не сомневаюсь, что по данному делу подсудность будет изменена».
По данным Business FM, ходатайство о суде присяжных заявили также большинство фигурантов дела. Защита Фургала будет доказывать его невиновность, сказал Борис Кожемякин:
«Дело должно быть рассмотрено в открытом заседании в суде присяжных. Позиция Фургала заключается в том, что ему скрывать от россиян нечего. Никакой тайны в этом деле нет. Он категорически, ясно и четко отрицает свою какую-либо причастность к этим преступления и эта его позиция неизменна с момента задержания 9 июля 2020 года до окончания следствия 18 октября 2021 года. И мы, адвокаты, убеждены, что никаких неопровержимых доказательств в данном деле не имеется, и потому сделанное в свое время заявление пресс-службы СК преждевременное и необоснованное».
Если дело Сергея Фургала предпишут слушать в Москве, то провести процесс в открытом режиме, как настаивают адвокаты, будет проблемой. Журналистов в последнее время не допускают в столичные суды под предлогом пандемии.