Дело майора Мрищука: вместе с техникой Аpple «еноты» прихватили элитный чай
Второй Западный окружной военный суд приступил к рассмотрению резонансного уголовного дела бывшего сотрудника УФСБ по Москве и Московской области майора Александра Мрищука. Он обвиняется в организации преступного сообщества из активистов общественной организации «Единые народные общинные товарищества» (известна как частная военная компания — ЧВК «Е.Н.О.Т.»), которые совершили по меньшей мере два разбойных нападения и кражу у лиц, задействованных в незаконных схемах по поставкам дорогостоящей техники, преимущественно Apple, ввезенной из-за рубежа в обход уплаты таможенных платежей.
Согласно фабуле озвученного обвинения, нанесенный потерпевшим ущерб составил 15,2 млн рублей. При этом, как заявил прокурор, во время одного из налетов фигуранты «не постеснялись» и прихватили с собой 10 кг элитного китайского чая «Пуэр». Защита пятерых подсудимых заявила о категорическом несогласии с обвинением.
Свою судьбу 34-летний Александр Мрищук и четверо «енотовцев» Иван Коваленко, Алексей Коновалов, Михаил Максимов и Олег Очеретный доверили присяжным. Причем коллегия из восьми «народных судей» и десяти запасных заседателей была отобрана сразу. Однако уже на первом заседании, 12 октября, пятеро присяжных, в том числе старшина, выбыли по различным причинам, в том числе из-за коронавируса. Их пришлось менять на запасных.
ФСБ и «общественники» в камуфляже
По версии обвинения, которую озвучил прокурор, подполковник юстиции Дмитрий Крюков, преступное сообщество (ст. 210 УК РФ) было создано в 2016 году майорами Александром Мрищуком и Антон Барякшевым, оперуполномоченными отдела службы контрразведывательного обеспечения объектов транспорта и связи московского УФСБ. Антон Брякишев предпочел признать вину, заключил сделку со следствием, дав показания на других фигурантов. В этой связи его дело было выделено в отдельное производство, а самое тяжкое обвинение в организации преступного сообщества, за которое фигурантам грозит до 20 лет лишения свободы, было с него снято в связи с добровольным выходом из него.
По роду службы сотрудники ФСБ должны были пресекать контрабандные поставки товаров из-за рубежа, однако решили использовать свои полномочия вопреки интересам службы в надежде, что контрабандисты не станут жаловаться в правоохранительные органы, сказал прокурор.
По его словам, «силовую составляющую» ОПС должны были обеспечивать активисты ЧВК «Е.Н.О.Т», лидера которой Романа Теленкевича и активиста Андрея Молокоедова сейчас судят в Кунцевском суде столицы за аналогичные преступления. Поскольку в уставе организации было указано, что она занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи, ее активисты вполне легально могли приобретать форму полиции, ФСБ, оружие и другие атрибуты силовиков. Именно наличием у группы оружия и обусловлено их обвинение не только в участии в преступном сообщество (ст. 210 УК РФ), но и в банде (ст. 290 УК РФ).
Часть «енотовцев», такие как Коваленко, Максимов, Коновалов, Очеретный, исполняли роль бойцов, другие помогали с техникой, кто-то подыскивал новых участников, а кто-то занимался оружием и снаряжением, продолжил гособвинитель. У них имелись позывные и планы по предотвращению арестов. При этом, заявил Крюков, зачастую на оперативно-розыскных мероприятиях присутствовали молодые «еноты», которые не были вовлечены в банду. Их «старшие товарищи» использовали «втемную» .
Без протокола
Первое вмененное фигурантам преступление было совершено 7 декабря 2016 года. Как рассказал Крюков, располагая оперативной информацией, что житель Подмосковья Владимир Аристархов причастен к контрабандному ввозу в Россию из-за рубежа техники, майоры Мрищук и Барякшев при силовой поддержке «енотов», имевших при себе оружие и выглядевших как спецназ ФСБ, равно утром нагрянули к нему на территорию домовладения в деревне Черная Московской области. В это время в доме помимо Аристархова находился его сын с невесткой, а также теща.
«С 8: 30 утра до 21. 30 вечера они стали проводить фактическое хищение имущества под видом оперативно-розыскного мероприятия (ОРМ), — сказал прокурор. — При этом ряд имущества вносился в протокол, а ряд просто выносился, минуя протокол, в машину».
Он заметил, что если в начале нападения Аристархов и члены их семьи полагали, что проводятся легальные ОРМ, то «выбивание из них сведений, где находится имущество, разуверило их в том, что это все законно и обоснованно».
Всего из дома Аристархова фигуранты похитили 4, 4 млн рублей, принадлежавших самому Аристархову, 470 тысяч рублей у его сына, 1 тысячу евро у тещи, а также электронику на сумму 4 млн 764 тыс рублей. Общую сумму похищенного следствие оценило 9 млн 702 тысяч рублей.
В тот же день навестили еще одного «контрабандиста» — арендатора склада на Шарикоподшипниковской улице Андрея Оголева. У него в ходе ОРМ изъяли 1, 8 млн рублей наличности из сумки, а также технику различных производителей еще на 1 млн 10 тысяч рублей. В этому случае сумма похищенного составила 2 млн 810 тысяч рублей. Эти два эпизода следствие трактовало как разбой (ст. 162 УК РФ).
«Забрав у Оголева ключ от офиса, арендованного на имя Антона Марченко в бизнес-центре «Loft Ville» на Павелецкой набережной, члены преступной группы во главе с Баряшкевым совершили кражу, обойдясь, уже без оперативно-розыскных мероприятий», — продолжил гособвинитель.
На следующий день приехавшая в офис Марченко забрала со склада технику Apple -телефоны, планшеты и ноутбуки. «Они также не постеснялись и забрали элитный чай Пуэр весом 10 кг», — возмутился прокурор, сообщив, что в этом случае сумма украденного составила 2 млн 730 тыс рублей. Тут действия подсудимых были квалифицированы по статье «кража» (ст. 158 УК РФ).
Еще один эпизод обвинения датирован апрелем 2018 года, когда Мрищук и Барякшев перестали быть лидерами ОПС и его возгласил Молокоедов, сказал прокурор.
«Убедительная просьба»
Именно он, как утверждает следствие, отправил «енотовцев» 9 апреля 2018 года к дому гендиректора АО «Мираксбиофарма» Вадима Друха. Они убедительно попросили его не приезжать на следующий день в офис на внеочередное собрание акционеров фирмы, где решался вопрос об переизбрании его гендиректором, и не отвечать на звонки А для того, чтобы тот воспринял просьбу всерьез, сообщили ему анкетные данные одного из его детей и дважды ударили.
Превышением должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) следствие считает подписанный Мрищуком протокол осмотра гаражного бокса Владимира Аристархова от 29 декабря. В ней майор расписался за представителей общественности, якобы принимавших участие в ОРМ.
После того, как выступил прокурор, защитники высказали за подсудимых их отношение обвинению. Ни один из них не признал вину.
Пятеро защитников майора Мрищука призвали присяжных не верить в «страшную сказку» которую изложило обвинение, не принимать сказанное прокурором на веру, а тщательно анализировать все доказательства.
Потомственный контрразведчик
Так, адвокат Мрищука Янис Юкша узверял, что его подзащитный даже не знает других подсудимых, который привлек в качестве «понятых» Барякшев. «Отработав на своей должности несколько месяцев, и полежав в больнице, он поучаствовал всего в одном ОРМ и был включен в некую [преступную] группу», — возмутился адвокат. Позже в беседе с корреспондентом Business FM, он заявил, что его подзащитный отказался брать у контрабандистов взятки и стал писатьоб этом рапорта. Свое уголовное дело Мрищук расценивает как месть со стороны. Защитник заявил, что, по его мнению, его клиент заслуживает поощрений, а не того, чтобы уже полтора года находиться за решеткой.
«Несмотря на то, что следствие не благоволит к Мрищуку, именно он настоял на суде присяжных. Он хочет разобраться и просит вынести оправдательный вердикт», — сказал адвокат, успев обмолвиться, что его подзащитный «окончил школу с золотой медалью» и в детстве «даже кошку не обидел». За эти высказывания, а также за слова другого защитника майора Алима Бишенова о том, что подсудимый потомственный чекист, адвокаты заработали замечания от судьи.
Председательствующий в процессе Евгений Зубов подчеркнул, что данные о личности подсудимых не должны доводиться до присяжных .
«Он майор ФСБ. Сколько он золотых медалей получил, хоть олимпийских, из какой он семьи, этого говорить нельзя. Виновен-не виновен», — провел он юридический ликбез.
Адвокаты между тем обратили внимание присяжных на то, что потерпевший Аристархов, получивший в 2019 году по приговору Люберецкого суда судебный штраф (200 тысяч рублей — Business FM), с прекращением дела за уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) написал заявление о совершении в отношении него преступления лишь спустя три года. При этом, если в рамках своего дела Аристархов утверждал, что изъятая техника ему не принадлежит, а ее собственником является некий гражданин Украины, то потом изменил позицию, рассказали Business FM после суда адвокаты. «ОРМ у Аристархова проводилось на основании решения суда, которое до сих пор никем не отменено», — подчеркнул один из адвокатов.
Использованные «втемную»
Обращаясь к присяжным, адвокат Коновалова Сергей Бизюкин заверил, что «не все так страшно, как трактует гособвинение» и его подзащитный давным-давно интересовался волонтерской деятельностью, поэтому и примкнул к военно-патриотической организации.
Адвокаты настаивали, что «енотовцы» попали на скамью подсудимых случайно.
«Единственное, в чем хочу согласиться с гособвинителем, это что многие люди использовались втемную. Уверена, что мой подзащитный невиновен и вы придете к такому же убеждению», — сказала адвокат Максимова Дана Адамова.
На этом разбирательство было прервано до 13 октября, когда прокуратура начнет представлять свои доказательства. Оно начнется с допроса главного свидетеля обвинения Антона Барякшева. Он находится под запретом определенных действий, и как предупредил судья, будет давать показания несколько дней.