«Днем прислуживали во дворце, а по ночам шли на разбой». История самых знаменитых преступников дореволюционной Москвы
Первую серьезную банду, причем поголовно состоящую из дворян, в Москве обезвредили в конце XVII века. Современников потрясло то, что днем они прислуживали во дворце, а по ночам жгли и грабили подмосковные села. Следующее громкое дело раскрылось в 1765 году, во время суда над крепостным крестьянином Ванькой Осиповым по кличке Каин. Многие годы он служил осведомителем, сдал более 700 воров, и при этом сам заправлял бандой, занимавшейся грабежами и разбоем. Историк, писатель и москвовед Олег Фочкин рассказал «Мосленте» о самых знаменитых преступниках дореволюционной Москвы.
Cтольник Прохор Кропотов
Мы знаем, что еще в «Русской правде» упоминаются жулики, тати. Воровская традиция существовала с незапамятных времен, и понятно, что со временем она перенеслась на Киевскую, а потом и Московскую Русь.
И если на великом шелковом пути, например, грабили караваны, в Багдаде — лавки, склады и купцов, то на московских рынках складывалась своя история. Тут, конечно, были жулики и бандиты, веку к XIV появились карманники, срезавшие мошну (мошенники). Но все это было несерьезно: мелочь, шушера.
Первое большое дело о разбойничьей банде, которое потрясло Москву и москвичей, относится к концу XVII века. В 1679 году на Красной площади казнили стольника Прохора Васильева, сына Кропотова, вместе с сообщниками. В его банде состояло больше 20 московских чиновников, в основном тоже стольников. Кропотова сравнивали со Степаном Разиным, и перед казнью провезли по Тверской на той же телеге.
Это, наверное, был один из самых известных случаев, когда представители высшего сословия составили разбойничью банду.
Современников потрясло, что днем Петр Кропотов и его подельники прислуживали во дворце, а по ночам шли на разбой. Бандиты не гнушались ничем, грабили и жгли села в Подмосковье, убивая всех без разбору.
Царский стольник в книге «Одежды Русского государства» Фёдора Солнцева.Изображение: Нью-Йоркская публичная библиотека
Известно, что после пыток казнили троих главарей, остальных сослали в Сибирь или после конфискации имущества разжаловали в городовые дворяне. Зачинщиков разбоя казнили потому, что банда представляла опасность для власти — они собирались идти в Польшу и агитировать шляхту устроить новое нашествие на Москву.
Беглые солдаты и крестьяне
Мало кому из воровского мира в дореволюционной Москве удалось прославиться так, как Ваньке Каину. Безвестные преступники совершали кражи в домах, в банях и на ярмарках. Само собой, был разбой на дорогах, воровали с возов и телег. Поскольку освещения на большинстве московских улиц не было до 1730 года, да и после этого темных переулков хватало, вечерами и особенно пасмурными безлунными ночами прохожих грабили налево и направо.
Из описаний современников мы знаем, что собирались банды, как правило, под мостами Китай-города и Белого города, в кабаках.
Многие кабаки становились местом разгула, когда туда приезжали купцы. Пока они там гуляли, люди ушлые их изучали, а по ночам грабили по полной программе, после чего загулявшие накануне купцы часто пропадали неизвестно куда.
Портрет Ваньки-Каина, опубликованный в книге «История славного вора, разбойника и бывшего Московского сыщика Ваньки Каина... писанная им самим при Балтийском порте в 1764 году».Изображение: Wikimedia Commons
Воровское сообщество формировалось в основном из беглых крестьян, беглых солдат и работников мануфактур, которые, как сегодня говорят, не нашли себя в этой работе.
Первый московский криминальный жаргон появился в XVIII веке. Например, кандалы называли «четками», кистень — «гостинцем», а воров — «купцами пропалых вещей».
С разгулом преступности никто не боролся, пока в 1720-х годах в Москве не появилась полицейская канцелярия. Ловить стали прежде всего мошенников и воров, убийц и разбойников.
Ванька Каин
Если говорить об истории московских воров, то первый, кто вспоминается, — Ванька Каин. Это первый реальный персонаж, который стал не только московской, но и общероссийской воровской легендой. Он очень много сделал для организованной преступности в XVIII веке.
Это был крепостной крестьянин Ванька Осипов, который стал дворовым у купцов Филатьевых в Москве и сблизился с ворами.
Сначала он промышлял карманными кражами, потом вдруг пришел в приказ с покаянием, решил работать на власть и начал всех сдавать налево и направо. Поскольку он знал этот мир, то прекрасно представлял, как воров ловить и что для этого делать. То есть стал Каином дважды, превратился в главного доносчика и создал свою небольшую банду. Она помогала ловить одних воров, и в то же время, как выяснилось спустя годы, занималась бандитизмом.
Ванька Каин отправил в острог более 700 воров, при этом вел двойную игру и сам занимался темными делами.
Репродукция иллюстрации «Казни на болоте» из книги Адама Олеария «Путешествие в Московию».Изображение: Михаил Успенский / РИА Новости
Когда это стало известно, Александр Татищев, который в это время был московским генерал-полицмейстером, обратился к императрице Елизавете Петровне с просьбой позволить ему Каина ликвидировать.
Было большое следствие, которое окончилось в 1765 году. Ваньку Каина приговорили к смертной казни, но заменили ее пожизненной каторгой, куда он проследовал в кандалах. Как тогда было принято в таких случаях, ему вырезали ноздри и выжгли на лбу клеймо «Вор».
Позже была опубликована автобиография, которую якобы он сам написал. По сути она положила основу воровской субкультуры в России.
Сонька Золотая Ручка
Если брать более поздний период, который уже перекликается с современностью, главным символом его женской, феминистической, так сказать, воровской категории стала Сонька Золотая Ручка.
Заковка Софьи Блювштейн ("Сонька - "Золотая ручка") в кандалы. Фото из коллекции А. П. Чехова.Фото: РИА Новости
И до сих пор на Ваганьковское кладбище приходят воры и жулики, чтобы поклониться Соньке, которая на самом деле не там похоронена.
Но почему-то принято считать, что ей принадлежит могила справа от входа на кладбище, на которой стоит памятник — дама с утраченной уже головой и под одной единственной металлической пальмой. А раньше, я помню, надгробие было метров шесть в диаметре и представляло собой строение из мраморных плит с четырьмя бронзовыми пальмами по бокам.
До сих пор туда приносят цветы, сигареты, записки, монеты. Просят помощи перед началом большого дела. Многие воры и бандиты современности туда приходили, чтобы попросить у Соньки защиты. Например, это делала ореховская группировка.
Весь памятник исписан просьбами типа: «Помоги нам стать хорошими ворами» или «Соня, дай фарту во всех начинаниях».
Памятник на могиле Соньки Золотой Ручки (Софьи Блювштейн) на Ваганьковском кладбище.Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости
При этом аферистка Софья Блювштейн, родившаяся в 1846 году под Варшавой, в Москве почти не гастролировала. В основном она промышляла в Киеве, Одессе и центральной части России. А когда ее задержали, то сослали на Сахалин, где с ней встречался Чехов и где она скончалась в 1902 году.
Но почему-то почитают ее в Москве. По легенде, она тайно бежала, дожила свои дни в достатке и похоронили ее здесь, хотя это, конечно, неправда. Тем не менее для Москвы это — как икона воровского мира.
Женщина была интересная, занимательная и совершенно непонятная. Сложно отличить легенды и домыслы о ней от реальной информации. Доподлинно известно, что она участвовала в десятках дел, была связана с московским преступным сообществом «Червовые валеты», которое занималось подделкой векселей, убийствами, шулерством и грабежами.
И надо заметить, что тогда, в конце XIX — начале ХХ века, впервые возникла феминизация криминального мира. До и после этого девушки и женщины были в основном наводчицами, что отображено и в песнях, и в художественной прозе. Конечно, и до Соньки были женщины, стоявшие во главе банд или наводчицы. Но именно Сонька прославилась настолько, что всем стало очевидно: криминальный мир России принадлежит не только мужчинам.