Сергей Удальцов: Расстрел в Казани обнажил проблемы путинской России
Хочу выразить искренние соболезнования родным и близким погибших в результате массового расстрела школьников и учителей в Казани, случившегося 11 мая. Невозможно даже представить себе то, что переживают сейчас эти люди.
Но как только проходит первый шок от произошедшего, неизбежно появляются вопросы, главный из которых: что нужно сделать, чтобы такие трагедии не повторялись? И это не случайный вопрос, потому что массовые расстрелы в общественных местах постепенно становятся реалиями не только западной, но и нашей, российской жизни. Вот лишь некоторые громкие трагедии, произошедшие за последние 10 лет.
7 ноября 2012 года на северо-востоке Москвы юрист фармацевтической фирмы Дмитрий Виноградов расстрелял своих коллег в офисе, находящемся на территории аптечных складов на Чермянской улице. От полученных ранений на месте скончались трое мужчин и две девушки, еще один пострадавший позднее скончался в больнице.
22 апреля 2013 года Сергей Помазун открыл огонь в оружейном магазине в центре Белгорода, убив трех человек. После выхода на улицу мужчина расстрелял еще троих. В числе убитых были две школьницы.
3 февраля 2014 года в школе № 263 в районе «Отрадное» города Москвы десятиклассник, вооружённый карабином и винтовкой, застрелил учителя географии и захватил в заложники своих одноклассников, а затем открыл огонь по прибывшим на место происшествия полицейским, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного.
8 мая 2016 года Илья Асеев расстрелял из охотничьего карабина группу байкеров в деревне Чёлохово Егорьевского района Подмосковья, погибли пять человек.
10 июня 2017 года житель подмосковного поселка Кратово, экс-сотрудник МЧС Игорь Зенков вечером из окна своего дома открыл огонь по прохожим, а затем несколько часов отстреливался от силовиков и забрасывал их гранатами. После полуночи стрелок был ликвидирован, его жертвами стали четыре человека, еще двое были госпитализированы, в ходе противостояния несколько силовиков получили ранения.
17 октября 2018 года студент четвертого курса Владислав Росляков устроил стрельбу и взорвал бомбу в керченском политехническом колледже. В результате происшествия погиб 21 человек: на месте ЧП погибли 16 человек, включая покончившего с собой в библиотеке колледжа стрелка, в больницах умерли четыре человека, при транспортировке – один человек. Пострадали более пятидесяти человек.
Этот страшный список можно продолжать. То есть, мы имеем дело далеко не с единичным случаем, поэтому к решению данной проблемы надо подходить комплексно. И одними запретительными мерами здесь не обойтись. Хотя нужны и такие меры.
Вообще, здесь мы возвращаемся к непрекращающейся дискуссии о том, нужно ли осуществить легализацию огнестрельного оружия и облегчить доступ россиян к владению не только гладкоствольным, но и нарезным оружием. При этом сторонники легализации как раз используют аргумент о том, что если на руках у населения будет больше оружия, то таких психопатов, как казанский стрелок, станут ликвидировать сами граждане, предотвращая тем самым массовые убийства в общественных местах.
После расстрела в Казани я читал в соцсетях комментарии в духе того, что «если бы у школьных учителей было оружие, то кто-то из них застрелил бы убийцу быстрее, чем его обезвредила полиция». Также тезис о легализации огнестрела популярен среди многих оппозиционеров, которые ссылаются на то, что «с вооруженным народом больше будет считаться власть». Безусловно, у сторонников легализации есть своя логика, а решать этот вопрос, без сомнений, нужно на общероссийском референдуме и никак иначе. Но выскажу и свое личное мнение, которое с вышеуказанной позицией не совпадает.
На мой взгляд, при сегодняшнем состоянии российского общества легкий доступ к владению оружием принесет больше бед и несчастий, чем пользы. Надо сказать откровенно, что за 30 лет бандитского капитализма в нашей стране количество людей с нарушениями психического здоровья, наркоманов и алкоголиков существенно выросло. При этом нормальную медицинскую помощь в силу преступной оптимизации российской системы здравоохранения многие из них не получают.
Параллельно, по телевидению и в интернете культивируется насилие в разных его проявлениях, главная ценность современного общества – деньги, а бедность, сверхэксплуатация на работе, кредитное рабство и сильное социальное неравенство держат большое количество россиян в состоянии постоянного стресса. В таких условиях удивляться психическим расстройствам и таким проявлениям болезненной агрессии, как у стрелка в Казани, к сожалению, не приходится. И если при такой обстановке в нашей стране максимально легализовать владение огнестрельным оружием, то уже завтра мы получим сотни или тысячи случаев стрельбы в общественных местах, а также резкий рост бытовых убийств и суицидов. Не говоря уже о разбое и криминальных убийствах.
Так что, по моему мнению, на данном этапе развития нашего общества актуально не облегчать, а затруднять доступ граждан к владению огнестрельным оружием. Вспомним советские времена, когда ни о какой легализации оружия даже речи не шло.
Мне на память приходит одна из серий знаменитого фильма «Следствие ведут знатоки», в которой расследуется эпизод, где пистолет преступников по стечению обстоятельств попал в руки школьников. Это было целое ЧП, в расследовании были задействованы лучшие силы московского уголовного розыска!
Потому что тогда велся жесткий учет огнестрельного оружия, а любое появление неучтенного ствола в криминальных сводках становилось целым событием. И надо сказать, что такая политика давала свой эффект. На улицах советских городов было спокойно, а в школах не требовалась специализированная охрана. Еще в конце 1980-х годов в моей школе была только вахтерша, а дежурство на входе вели старшеклассники, которые проверяли наличие сменной обуви. И никаких серьезных инцидентов я не припоминаю.
Нужно и сейчас использовать советский опыт. Во-первых, нужно существенно ужесточить уголовную ответственность (до 10 лет лишения свободы) за незаконный оборот и хранение оружия, а также за выдачу «липовых» справок, позволяющих незаконно получить лицензию на оружие. Во-вторых, следует поднять до 25 лет возрастную планку, которая позволяет становиться владельцем огнестрельного оружия. Понятно, что взрослые люди тоже могут «съехать с катушек», однако все же в подростковом и юношеском возрасте психика гораздо менее устойчива.
Также необходимо ужесточить требования по хранению зарегистрированного оружия, а также усилить контроль за выполнением этих требований и ужесточить ответственность за их нарушения. Помимо этого, на данном этапе было бы разумным повсеместно подключить правоохранительные органы к охране школ и вузов, чтобы минимизировать риски повторения казанской трагедии, а школьников и студентов регулярно тестировать при помощи опытных психологов, чтобы на начальных стадиях выявлять подростковые проблемы, способные в перспективе привести к трагедиям.
Также хочу отметить, что ограничение доступа к владению огнестрельным оружием никак не отменяет возможность обучаться владению оружием в тирах, спортивных секциях, на специальных стрельбищах и так далее. Я уже не говорю про службу в армии и работу в силовых структурах, а также про владение газовым и травматическим оружием. Так что всем любителям и ценителям оружия никто не собирается перекрывать кислород.
Но, конечно, самое главное - нужно менять систему ценностей и строить в России полноценное социальное государство, где молодежь будет иметь позитивные и гуманные жизненные ориентиры. Сегодня капиталистическая система ценностей воспитывает циничных эгоистов, которые относятся к окружающим в основном с точки зрения получения возможной выгоды. При этом с самого раннего детства в наше сознание внедряется культ денег и мысль о том, что все продается и покупается, а массовая культура западного образца, захватившая за последние десятилетия наше общество и наполненная насилием, кровью, убийствами, извращениями, - просто обесценивает саму человеческую жизнь.
На фоне этого не стоит удивляться тому, что многие молодые люди в случае каких-то проблем и конфликтов с легкостью готовы покалечить или убить ближнего, считая это эффективным решением своей проблемы.
И никак нельзя забывать о том, что нахождение большинства наших граждан в состоянии перманентной бедности, отсутствия стабильной работы и жизненных перспектив создают питательную почву для появления агрессивных психопатов, подобных «казанскому стрелку». Поэтому для изменения ситуации России нужно брать курс на социалистические преобразования, которые существенно повысят уровень благосостояния простых граждан и уменьшат имущественное расслоение среди них, формирование гуманной и справедливой системы ценностей в обществе, а также внедрение государственной идеологии, основанной не на культе денег и наживы, а на уважении к труду, знаниям, науке и прогрессу.
Если такой курс не будет взят нашей страной в ближайшее время, то перспективы ее развития представляются крайне ограниченными, а рост напряжения и агрессии в обществе просто неизбежен. Пора определяться, куда нам двигаться дальше…