Награды для милиционера, вставшего на пути «кировской банды», добиваются в Приморье
Это произошло в 2010 году, однако старшего сержанта Николая Дубовика не наградили до сих пор.
В Приморском крае инициативная группа, состоящая из действующих и бывших сотрудников милиции и полиции, ветеранов локальных войн и конфликтов, добивается того, чтобы бывшего старшего сержанта Николая Дубовика удостоили ордена Мужества. Николай в 2010 году получил тяжелейшее ранение при нападении членов так называемой «кировской банды» (которых изначально называли «приморскими партизанами»), его напарник лейтенант Григорий Ковальчук был убит.
Николай Дубовик в редакции Prim.News
Погибший напарник был посмертно удостоен ордена Мужества. Дубовик, которого сразу после нападения попросили написать рапорт об увольнении, сейчас служит в другом силовом ведомстве. Это обстоятельство в том числе использовали для мотивировки многочисленных отказов в награждении его орденом. И это несмотря на то, что из городского управления МВД в краевое поступало ходатайство от личного состава о награждении Николая Дубовика. Однако пока по какой-то причине этого так и не произошло.
Члены инициативной группы призывают поддержать предложение о награждении жителя Приморья и высказаться об этом посредством Интернет-приемной на сайте МВД России.
Так вышло, что об истории экс-милиционера мы рассказываем на фоне сообщений о некомплекте сотрудников органов внутренних дел, который составляет в настоящее время 70 тыс. человек. «Поставленные перед нами задачи решались в условиях возросших нагрузок, связанных, в том числе, со значительным некомплектом. Сегодня он составляет порядка 70 тыс. человек», — сказал глава МВД России Владимир Колокольцев, подводя итоги 2020 года.
А в Приморском крае, как сообщил начальник краевого главка генерал-майор Олег Стефанков, некомплект личного состава составляет 15%, или 1700 человек. Это один из самых высоких показателей в России.
При этом Приморский край по итогам двух месяцев 2021 года вошел в топ регионов по росту числа преступлений, совершенных на улицах, площадях, парках и скверах — он составил 10,4%. В то же время многие горожане отмечают, что вообще не видят на улицах патрулей...
Вот что рассказал Prim.News и блогеру Дмитрию Дмитриеву сам Николай Дубовик:
— Произошло это 27 февраля 2010 года, вечером мы заступили на патрулирование на улице Давыдова на Второй Речке, тогда я служил в патрульно-постовой службе. Очередной наряд, очередное заступление, я вышел на службу после сессии, тогда я учился в ДВФУ, по тогдашним правилам не получил оружие, табельный пистолет был у командира, старшего в наряде лейтенанта Григория Ковальчука...
Примерно в восемь часов вечера мы увидели подозрительную машину, стоявшую недалеко от местного развлекательного центра. Стоит отметить, что нередко здесь собирались наркоманы и другие подозрительные лица. Мы подошли к машине, представились, попросили выйти находившихся там людей (их было трое, двое были спереди, третий — сзади). Спросили у них, если ли при себе что-либо запрещенное (оружие, наркотики), в общем стандартные вопросы от сотрудников милиции...
Мы планировали проверить документы... В этот момент один из мужчин развернулся и произвел выстрел мне в голову, пуля попала под левый глаз и вышла, а меня сильно контузило. Я упал, подумал что уже все, что меня убили. Спустя некоторое время, буквально доли секунды, чувствую, что у меня начали искать оружие. Я понял, что сейчас будут делать: контрольный выстрел в голову и все, я останусь на месте... Ещё пару секунд спустя я услышал крики своего напарника Григория Ковальчука.
И тогда у меня созрел новый план, так как отстреливаться мне было нечем, я принял решение оперативно сообщить о произошедшем, вызвав на место наряд вневедомственной охраны. Я вспомнил, что недалеко, буквально в десяти метрах находится шиномонтаж, а там — тревожная кнопка. Ну и как подскочил... Потом я понял, что там было всего 4-5 метров. Мне начали стрелять вслед, однако преступники промахнулись, я забежал в шиномонтаж и нажал тревожную кнопку, а бандиты успели скрыться. я вызвал коллег и сообщил им о произошедшем, доложил по уставу, дал ориентировку, описал, как мог. Я рассказал все, что запомнил, а затем меня госпитализировали.
В больнице без сознания я был около недели. Когда пришел в себя в реанимации, состояние было, так скажем, между небом и землёй. К событию было привлечено особое внимание правоохранительных органов, в том числе следствия и прокуратуры. В итоге один из командиров попросил меня написать рапорт о том, чтобы я пока уволился, потому что, как они тогда сказали, это нужно сейчас сделать, а потом «тебя восстановим, будешь дальше служить».
Я подписал рапорт, потому что состояние было у меня такое, не думал о службе дальнейшей. Я думал о том, происшествии, что случилось: чтобы посреди улицы во время патрулирования просто ни с того ни с сего кто-то взял и выстрелил тебе в голову... Обычный день, обычный вечер, обычная работа. Такое редко когда случается, чтобы сотрудников милиции фактически расстреливали...
***
Этот инцидент полностью изменил жизнь молодого человека. В инициативной группе надеются, что в МВД как можно скорее оценят действия своего сотрудника, так быстро ставшего «бывшим». Ведь именно в том числе и благодаря ориентировке, которую дал Николай Дубовик, в итоге члены «кировской банды» были пойманы и преданы суду.
***
Вот что сообщал в пресс-релизе по итогам расследования преступлений «кировской банды» Следственный комитет: «В феврале 2010 года на улице Давыдова в городе Владивосток злоумышленники совершили вооруженное нападение на сотрудников милиции. После убийства милиционера они похитили оружие, удостоверение и деньги. Скрыть следы преступления им помог местный житель».
Официально: что произошло 27 февраля 2010 года
27 февраля 2010 года сотрудники полка патрульно-постовой службы милиции УВД по городу Владивостоку лейтенант милиции Ковальчук Г.Г. и старший сержант милиции Дубовик Н.А. осуществляли охрану общественного порядка в Советском районе города.
Находясь возле жилого дома, сотрудники обратили внимание на автомашину «Тойота-Камри» белого цвета без государственных номеров. Ковальчук Г.Г., подойдя к автомашине, обратился к находившимся в салоне гражданам, попросил выйти из машины и предъявить документы, удостоверяющие личность. Из автомашины вышли трое молодых людей, один из которых вызвал у стражей порядка подозрение. Дубовик Н.А., подойдя к нему, попросил повернуться, на что последний, неожиданно, через плечо произвел выстрел на поражение в сотрудника милиции, ранив его в область шеи.
В этот момент двое других мужчин напали на Ковальчука Г.Г. и сбили его с ног. Завязалась борьба. Ковальчук Г.Г. обнажил табельное оружие. Это было замечено нападавшим, который повернулся в сторону Ковальчука Г.Г., навел на него пистолет и произвел шесть выстрелов. После чего нападавшие скрылись, похитив табельное оружие — пистолет Макарова ЕН 7613-94г., закрепленное за Ковальчуком Г.Г., а также радиостанцию «Гранит».
В результате вооруженного нападения Ковальчук Г.Г. получил несовместимые с жизнью огнестрельные ранения и скончался, не приходя в сознание. Не дрогнув перед лицом смертельной опасности, Ковальчук Г.Г. достойно выполнил свой служебный долг, вызвав огонь на себя, сохранил жизнь напарнику.
За личное мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные в деле борьбы с преступностью, смелые и решительные действия при исполнении служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, лейтенант милиции Ковальчук указом президента РФ от 6 марта 2011 года № 277 награжден орденом Мужества (посмертно).
О «кировской банде» (приговор в 2014 году)
Четвертого февраля 2014 года коллегия присяжных заседателей провозгласила обвинительный вердикт шестерым жителям Кировского района Приморского края. Александр и Вадим Ковтуны, Владимир Илютиков, Роман Савченко, Максим Кириллов и Алексей Никитин в зависимости от роли каждого признаны виновными в бандитизме, нападениях на сотрудников органов внутренних дел, а также в совершении свыше 10 преступлений против личности и собственности.
Присяжные заседатели сочли доказанным, что в 2009 г. Александр Ковтун совместно со своим знакомым с целью совершения нападений на граждан и организаций на территории Приморского края создали устойчивую вооруженную группу. В дальнейшем к ним присоединились Илютиков, Кириллов, Никитин и Савченко.
Участники банды незаконно приобретали огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывные устройства и вещества.
Всего в период с сентября 2009 по июнь 2010 гг. участники преступной группы совершили несколько десятков преступлений, среди которых убийство четырех местных жителей, двух сотрудников милиции, несколько посягательств на жизнь сотрудников органов внутренних дел, два нападения на территориальные пункты милиции, разбои, кражи и др.
Первыми по хронологии совершены преступления против жизни и здоровья в отношении четверых жителей Кировского района. В 2009 году на них напали с целью завладения имуществом, в результате чего все четверо были убиты.
В феврале 2010 года в г. Владивосток Александр Ковтун с сообщниками, используя огнестрельное оружие, совершили посягательство на жизнь двух сотрудников патрульно-постовой службы милиции УВД по г. Владивостоку. В результате один из милиционеров был убит, второй – тяжело ранен.
В мае 2010 г. с целью завладения огнестрельным оружием и иным имуществом участники банды проникли в помещения территориальных пунктов милиции на ст. Варфоломеевка ОВД по Яковлевскому муниципальному району и с. Ракитное ОВД по Дальнереченскому городскому округу и муниципальному району Приморского края.
Злоумышленники похитили радиостанции, бронежилеты, цифровые фотоаппараты и др. В одном из пунктов они убили дежурного сотрудника органов внутренних дел, похитили его служебное удостоверение и форменное обмундирование.
В мае 2010 г. несколько участников группы с целью хищения огнестрельного оружия и боеприпасов напали на двух сотрудников дорожно-патрульной службы, передвигавшихся на служебной автомашине по автодороге в районе с. Лазаревка Яковлевского района. В результате один из пострадавших был тяжело ранен.
Подсудимые были задержаны в июне 2010 г. в квартире одного из домов в г. Уссурийск.
В итоге суд приговорил троих членов банды Александра Ковтуна, Илютикова и Никитина к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Савченко назначено 25 лет лишения свободы, Кириллову – 22 года лишения свободы, Вадиму Ковтуну – 8 лет 2 месяца лишения свободы. Для отбывания наказания всем троим была определена исправительная колония строгого режима.
О «кировской банде» (приговор в 2018 году)
Как сообщалось, на территории пгт. Кировский Приморского края была создана группа для нападения на граждан, куда входили Александр Ковтун, Владимир Илютиков и Максим Кириллов. В период с весны по сентябрь 2009 г. в ее состав также вошел Алексей Никитин. Для вооружения группы незаконно приобреталось огнестрельное оружие, специальные средства, а с целью обеспечения мобильности — использовались мотоциклы и автомобиль.
Осенью 2009 г. участники группы в процессе слежки выяснили местонахождение лагеря потерпевших в лесу, где последние занимались выращиванием конопли и изготовлением из нее наркотических средств.
В конце сентября этого же года, имея умысел на убийство с целью хищения чужого имущества, вооруженные подсудимые прибыли на автомобиле под управлением Вадима Ковтуна к месту расположения лагеря, где напали на четверых жителей Кировского района, используя оружие. Убив всех четверых, фигуранты похитили наркотические средства, автомобиль одного из убитых, золотые украшения и др.
Члены банды были задержаны в июне 2010 г. в квартире одного из домов в г. Уссурийск.
При назначении наказания суд учел мнение присяжных заседателей, признавших подсудимых заслуживающими снисхождения, а также ранее постановленные в отношении них приговоров.
Третьего мая 2018 года Приморский краевой суд определил окончательное наказание Александру Ковтуну и Илютикову в виде 25 лет лишения свободы, Кириллову – 21 год 6 месяцев лишения свободы, Никитину – 23 года 6 месяцев лишения свободы. Вадиму Ковтуну, не принимавшему непосредственное участие в лишении жизни потерпевших, суд назначил 8 лет лишения свободы. Для отбывания наказания всем осужденным назначена исправительная колония строгого режима.
Суд также удовлетворил гражданский иск потерпевших — родственников убитых, на общую сумму порядка трех млн рублей.