Войти в почту

Не бунт, а несогласие: почему протестовали заключённые СИЗО в Москве

Несколько заключённых, содержащихся в московском СИЗО-5, известном как «Водник», на днях устроили акцию протеста с порчей имущества и оборудования. По официальным данным управления ФСИН, причиной протестов стало «несогласие с законными требованиями сотрудников учреждения». Правозащитники опубликовали видеоролики, на которых сотрудники изолятора грубо себя ведут по отношению к арестантам, что и могло спровоцировать недовольство. Подробности — в материале NEWS.ru.

По данным пресс-службы УФСИН по Москве, «несколько лиц, содержащихся в СИЗО-5, в знак несогласия с законными требованиями сотрудников учреждения допустили порчу имущества и вывели из строя шесть видеокамер».

Сотрудники СИЗО провели с указанными гражданами разъяснительную беседу, проинформировав об ответственности за невыполнение законных требований сотрудников, а также за порчу имущества. В результате граждане прекратили противоправные действия, — заявили NEWS.ru в столичном управлении тюремного ведомства.

По информации пресс-службы, «физическая сила и спецсредства к обвиняемым и подозреваемым не применялись», сейчас обстановка в СИЗО-5 «находится под контролем». Начата служебная проверка.

По данным издания Mash, «арестантские погромы начались 14 марта в первом режимном корпусе», в них участвовали заключённые девяти камер. Они разбили якобы не шесть камер видеонаблюдения, как утверждают во ФСИН, а восемь. Также повреждены восемь форточек для раздачи пищи, семь смотровых глазков, четыре информационных стенда, четыре кнопки вызова сотрудников и один радиоприёмник. Также бунтовщики «напали на прапорщика Елеусенова, который в воскресенье был дежурным — ему пригрозили расправой и забросали его „разными предметами“». В пресс-службе столичного главка ФСИН эту информацию назвали «не соответствующей действительности».

В интервью NEWS.ru ответственный секретарь ОНК Москвы Алексей Мельников передал слова начальника изолятора Дениса Папуши, по мнению которого, заключённые не бунтовали.

{{expert-quote-11761}}

Author: Алексей Мельников [ ответственный секретарь ОНК Москвы ]

Начальник учреждения уверяет, что никакого бунта не было. Но мы не можем убедиться, был он или нет, потому что из-за пандемии мы не можем ходить по камерам. А верить на слово сомнительно.

В комитете против пыток и коррупции Gulagu.net сообщили, что недавно к ним из СИЗО «Водник» поступали около 20 роликов, снятых на видеорегистраторы, из которых можно понять, что сотрудники учреждения грубо обходятся с заключёнными.

На одном видео, сделанном 1 декабря 2020 года, несколько человек в форменной одежде ФСИН держат раздетого и кричащего мужчину, требующего дать его одежду. Также в публичном доступе имеется ещё один похожий видеоролик, снятый в тот же день.

Как поясняют правозащитники, на кадрах запечатлён обыск заключённого, производившийся после трёх часов ночи. Мужчина раздевается до трусов, передаёт всю свою одежду сотрудникам СИЗО-5 для досмотра, после чего те предлагают ему надеть вещи другого человека.

По сообщению источника, эта одежда со следами мочи и ранее принадлежала заключённому с самым низким социальным статусом. В среде заключённых взять такую одежду и надеть её считается унижением, да и для любого человека на свободе ходить в чужой грязной одежде также является унижением. Заключённый просил сотрудников СИЗО-5 вернуть ему его одежду, разговаривал с ними «на Вы» и говорил «пожалуйста», однако сотрудники применили физическую силу к арестанту, нападая на него вшестером, — отмечают правозащитники.

Как сообщил NEWS.ru основатель Gulagu.net Владимир Осечкин, эту и другие видеозаписи просматривали проверяющие из УФСИН по Москве и ФСИН России, но действия на них «были признаны не содержащими признаки преступления, а данный акт жестокости и насилия был признан нормальной работой сотрудников СИЗО».

По его словам, в СИЗО, в отличии от исправительных колоний, следственно-арестованные и подсудимые имеют право носить собственную одежду.

{{expert-quote-11763}}

Author: Владимир Осечкин [ основатель правозащитного проекта Gulagu.net ]

Мы располагаем данными о том, что на протяжении долгих лет в СИЗО-5 УФСИН по Москве грубо нарушаются права человека, а персонал СИЗО — сотрудники оперативного отдела организуют оперативные комбинации с целью дискредитации заключённых, шантажа, оказания на них незаконного давления. Опубликованные нами видео — тому очевидный пример. Также хочу напомнить, что именно в СИЗО-5 в марте 2017 года погиб следственно-арестованный по экономическому уголовному делу Владимир Евдокимов. У него в пресс-хате агенты силовиков вымогали и похитили более 80 млн рублей за якобы освобождение и изменение меры пресечения.

Он добавил, что официальной причиной гибели Евдокимова якобы был суицид, но никаких мотивов для такого шага у него не было, он писал жене СМС-сообщения о скором освобождении и строил планы на будущее. Исходя из этого правозащитник предполагает, что арестанта «жестоко убили с целью сокрытия факта вымогательства». Однако по факту хищения денег у погибшего был осуждён «решальщик» Дионисий Золотов (до 2013 года Денис Тумаркин) и «целый ряд его сообщников из числа сотрудников СИЗО-5».

Касательно травматичных обысков в столичном изоляторе, случившихся в декабре 2020 года, Осечкин на днях обращался к генпрокурору Игорю Краснову и директору ФСИН Александру Калашникову, а также уведомил о случившемся Европейский комитет по предотвращению пыток. От российских властей правозащитник потребовал «провести комплексную проверку деятельности УФСИН по Москве и усилить ведомственный контроль с целью пресечения подобных случаев впредь».

В подготовке материала также участвовала Марина Ягодкина.