Войти в почту

Для экс-губернатора Марий Эл приготовили срок

Нижегородский районный суд Нижнего Новгорода приступил к оглашению приговора бывшему главе Республики Марий Эл Леониду Маркелову и двум его предполагаемым соучастникам. Суд счел доказанной вину экс-губернатора по основному эпизоду — в получении взятки в особо крупном размер (ч. 6 ст. 290 УК РФ) на сумму 235 млн рублей, а также по другим эпизодам. Ожидается, что резолютивную часть приговора с наказанием для фигуранта озвучат 24 февраля.

Для экс-губернатора Марий Эл приготовили срок
© BFM.RU

В суд Нижнего Новгорода дело поступило в апреле 2019 года после того, как Верховный суд России по ходатайству прокуратуры изменил подсудность дела. Обвинение сочло, что оно не может быть рассмотрено по месту совершения преступления, в Йошкар-Оле, из-за влияния, которое осталось у Маркелова в регионе. Фигурант возглавлял его 16 лет — c января 2001-го по апрель 2017 года.

Под стражей бывший глава Марий Эл оказался 14 апреля 2017 года, через неделю после того, как президент отправил его в отставку. В СИЗО заключили также директора ООО «Телекомпания 12 регион» Наталью Кожанову. Бывшего вице-губернатора и по совместительству экс-министра сельского хозяйства и продовольствия Марий Эл Ираиду Долгушеву оставили под подпиской о невыезде

Деньги за субсидии

По версии следствия, не позднее декабря 2013 года Маркелов вступил «во внеслужебные отношения» с фактическим владельцем птицефабрики «Акашевская» Николаем Кривашом. «Зная, что фабрика занимается разведением птиц, он решил воспользоваться данным обстоятельством с целью незаконного, корыстного обогащения путем получения взятки в особо крупном размере», — гласит обвинение. В нем говорится, что губернатору было известно об утвержденной правительством программе выделения субсидий на развитие сельского хозяйства на 2013-2020 годы. Он пролоббировал выделение птицефабрике «Акашевская» в 2014-2016 годах большей части бюджетных средств (в общей сложности 5 млрд рублей), предназначенных для господдержки сельхозпредприятий региона.

Как установило следствие, всего глава Марий Эл получил за приоритетное субсидирование агропредприятия и «за общее покровительство коммерческих структур Криваша» 235,275 млн рублей. Это было сделано с помощью фиктивной сделки по покупке Николаем Кривашом акций ОАО «Тепличное», которое фактически принадлежало Маркелову, но было оформлено на жену его отца Татьяну Маркелову. Убыточное предприятие было продано за 250 млн рублей по соглашению от 30 января 2015 года. При этом Криваш расплатился перед Маркеловым векселями на предъявителя, которые Кожанова обналичила в одном из отделений Сбербанка и зачислила 235,275 млн рублей на счет телекомпании «Регион 12». Фактическим владельцем этой телекомпании следствие считает Маркелова.

Квалификация

Леониду Маркелову инкриминировали получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ), Наталье Кожановой, которая по доверенности от Татьяны Маркеловой составила договор купли-продажи акций «Тепличного» и оформила сделку, — посредничество в даче взятки (ч. 4 ст. 291.1 УК), а Николаю Кривашу — дачу взятки (ч. 5 ст. 291 УК РФ). Последний успел скрыться и был объявлен в розыск.

Еще одной фигурантке, Ираиде Долгушевой, вменили злоупотребление должностными полномочиями (ч. 2 ст. 285 УК РФ). Как полагают в СК, она готовила для Николая Криваша справки с недостоверными данными о выданных птицефабрике госсубсидиях. Их впоследствии предоставили в Россельхозбанк для получения льготных инвестиционных кредитов.

Маркелову предъявили сразу два эпизода злоупотребления должностными полномочиями (ч. 2 ст. 285 УК РФ). Один связан с птицефабрикой «Акашевская», а другой — с обеспечением его личной охраны за счет средств республиканского бюджета. Кроме того, следствие установило, что Маркелов незаконно хранил несколько боевых патронов, квалифицировав его действия как незаконное приобретение и хранение боеприпасов (ч. 1 ст. 222 УК РФ).

По данным ТАСС, в первый день оглашения приговора судья Марина Дякина сочла доказанной вину подсудимого во взяточничестве, а также в двух эпизодах злоупотребления полномочиями и незаконном хранении боеприпасов. Она проинформировала участников процесса, что приговор, который насчитывает 398 страниц, будет оглашать по меньшей мере до конца недели. «Резолютивная часть будет оглашена 24 февраля», — сказала судья.

«Гражданско-правовая сделка»

Адвокат Станислава Маркелова Елена Вяткина напомнила, что никто из фигурантов свою вину в ходе процесса не признал. Они считают, что в деле идет речь о гражданско-правовых отношениях. «В чем Маркелов мог признать вину, если речь идет о том, что Татьяна Ивановна Маркелова продала акции АО «Тепличное», за что ей заплатили деньги? Их она безналом отдала взаем телекомпании «Регион 12». Вот и вся речь о так называемой взятке», — прокомментировала Business FM защитница.

По ее словам, взятка предполагает безвозмездное получение денег. «Если другой стороне были переданы акции общества, то она безвозмездной сделкой считаться не может», — указала адвокат.

Вяткина отметила, что ее клиент отверг и другие пункты обвинения, включая незаконное хранение боеприпасов. Он утверждает, что после ухода с должности попросил забрать из сейфа в правительстве Марий Эл и привезти домой подаренное ему оружие. Сам же Маркелов, по ее словам, в этот момент находился в командировке. «Когда ему привезли оружие, лицо, присматривавшее за домом, положило его в сейф. Был подписан акт приема-передачи. В дальнейшем в запакованной в коробке среди обычных охотничьих патронов 17 оказались боевыми. Причем даже эксперты, которые забирали патроны, вначале не поняли, что они боевые, — сказала Вяткина. — Сам Маркелов к этой коробке не прикасался. Поэтому как он может признать незаконное приобретение и перевозку боеприпасов?»

В прениях сторон обвинение запросило для экс-губернатора 17 лет лишения свободы в колонии строгого режима со штрафом в 235 млн рублей. Кожанову и Долгушеву прокурор предложил осудить на десять лет и 4,5 года лишения свободы соответственно в колонии общего режима.

Ранее, в 2019-2020 годах, нижегородские и ульяновские суды по искам Генпрокуратуры обратил в доход государства имущество Маркелова и подконтрольных ему физических и юридических лиц на общую сумму в 2,8 млрд рублей. Среди них были спортивные и развлекательные центры и здания в голландском и итальянском стилях в центре Йошкар-Олы. Сам Маркелов принадлежность имущества ему отрицал.