В овечьей шкуре
В конце января 61-летний житель Краснокаменска, помогая псевдополицейским задержать злоумышленников из «службы безопасности банка», потерял более 500 тысяч рублей. На такие многоходовки, когда сначала бдительный гражданин понимает, что ему позвонили преступники, и кладёт трубку, а следом ему звонят якобы из полиции и просят «поучаствовать в спецоперации», забайкальцы попадаются уже не первый раз. И этим варианты преступных схем с использованием образов, призванных в повседневной жизни вызывать доверие, отнюдь не ограничиваются. В региональном отделении Банка России корреспонденту «Забайкальского рабочего» рассказали, что преступники, работающие на расстоянии, постоянно придумывают всё новые и новые способы мошенничества. Поэтому важно знать, как не попасться на их уловки. Проблема в том, что кибермошенники придумывают свои легенды так, чтобы с большей долей вероятности подействовать на сознание доверчивого человека. Страх потерять свои деньги, боязнь уголовного преследования или невольное участие в «полицейской спецоперации» зачастую толкают людей на необдуманные поступки. А цель у злоумышленников всегда одна – любым способом заполучить доступ к средствам на банковских картах жертвы. И форма сотрудника правоохранительных органов, пусть и условно «надетая», может им в этом помочь. Часто злоумышленники действуют и в образе сотрудников банка. Причём мошенники могут обратиться к человеку по имени, назвать организацию, где у него открыт счёт. Информацию они находят в соцсетях и в базах данных, купленных на чёрном рынке. С помощью различных вирусных программ могут даже позвонить с телефонного номера, который будет выглядеть, как официальный номер банка. В общем, сделают всё, чтобы казаться правдоподобнее. Поэтому в такой ситуации нужно помнить несколько чётких правил. Во-первых, ни сотрудники банков, ни правоохранительных органов никогда не попросят по телефону сообщить данные платёжной карты, включая срок её действия, три цифры с оборота, а также одноразовые пароли из СМС. Во-вторых, никто не вправе просить у человека его личные деньги для участия в каких-либо спецоперациях или для «спасения средств на безопасных счетах» (подобные случаи также происходили в Забайкалье – ред.). В-третьих, нельзя принимать на веру слова позвонившего человека, особенно когда речь идёт о деньгах. Появилось сомнение, что вам звонит сотрудник банка – положите трубку и перезвоните по номеру, который указан на обороте карты. Не уверены, что говорите с сотрудником полиции из вашего города, прекратите разговор и сами наберите телефон «дежурной части» – расскажите о вашей ситуации. — Самый простой признак, который явно указывает на то, что ваш собеседник – мошенник, это уговоры действовать здесь и сейчас. Именно таковы методы социальной инженерии. Злоумышленники не дают времени подумать, торопят вас, ставят в критическую ситуацию. Например, недавно мошенники начали использовать новую легенду. Звонят под видом сотрудников правоохранительных органов и говорят человеку, что против него возбуждено уголовное дело по заявлению Банка России. Так злоумышленники пытаются узнать данные карты, чтобы похитить деньги. Если вам позвонили по этому поводу, знайте, что это обман, – рассказал заместитель управляющего Отделением Банка России по Забайкальскому краю Евгений Овечкин. Чтобы своевременно распознать мошенника, запомните несколько ключевых признаков и обязательно расскажите об этом близким: – Злоумышленники всегда выходят на своих жертв сами: звонят, пишут, отправляют СМС, электронные сообщения или ссылки в мессенджерах; представляются родственниками, сотрудниками банков, полицейскими – кем угодно. Инициатору контакта всегда от вас что-то нужно, поэтому верить на слово никому нельзя; – Речь всегда идёт о деньгах. Предлоги, истории, легенды могут быть самые разные, но тема примерно одна; – Преступники в какой-то момент разговора обязательно попросят конфиденциальные данные, например, информацию с банковской карты; – Мошенники умеют играть на чувствах. Могут вызвать страх сообщением о взломе онлайн-банка или радость информацией о победе в лотерее. Их задача – вывести человека из равновесия, вызвать чувство растерянности и волнения. Поможет в такой ситуации здоровый скептицизм. Иван Фёдоров.