Суд арестовал отлученного от церкви бывшего схимонаха Сергия
Басманный суд Москвы арестовал до 28 февраля отлученного от церкви и лишенного сана схимонаха Сергия (в миру Николай Романов). Он получил скандальную известность за проповеди, в которых, в частности, рассказывал о том, что коронавируса не существует. Следственный комитет вменил ему склонение к самоубийству, самоуправство и незаконное воспрепятствование проведению богослужений.
Бывший духовник Среднеуральского женского монастыря, 65-летний бывший схимонах Сергий был задержан в ночь на 29 декабря на территории обители. Ему предъявили обвинение по трем статьям УК РФ: в склонение к самоубийству, самоуправстве и нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, которое выразилось в незаконное воспрепятствовании проведению богослужений (ч. 3 ст. 110.1, ч. 3 ст. 148 и ст. ч. 1 ст. 330 УК РФ).
Процедура прошла в Екатеринбурге в здании СУ по Свердовской области. Свою вину Романов не признал. От дачи показаний он отказался, сославшись на то, что следователи не дали ему конфиденциально пообщаться с адвокатами перед допросом и обсудить с ними позицию. Обвиняемого самолетом доставили в Москву, где около шести часов вечера суд приступил к рассмотрению ходатайства о его аресте.
Как удалось узнать Business FM, склонение к самоубийству следствие усмотрело в проповеди, которая была выложена на YouTube-канале православного блогера Всеволода Могучева «не позднее 5 декабря 2020 года». В ней лишенный сана священнослужитель задал монахиням вопрос, готовы ли они умереть за родину, народ и за будущее детей, а те ответили, что готовы.
«В этом следователи усмотрели к склонению к самоубийству», — рассказал радиостанции адвокат Сергия Иван Миронов. По его словам, в основу обвинения легла экспертиза, проведенная в одном из исследовательских учреждений ФСБ. В заключении приводилась аналогия с судьбой преподобной Елены Дивеевской (в миру Елена Мантурова), духовной дочерью Серафима Саровского, которая согласилась умереть за брата. Адвокат заметил, что эту аналогию защита считает «полной чушью», поскольку Девеевская не кончала жизнь самоубийством, а умерла от болезни. «Готовность ж умереть за свою родину и свой народ — это часть патриотического воспитания граждан, которым нам всем прививали со школы. И ни о каком суициде речи тут быть не может. Эксперты же говорят, что подобные призывы являются частью христианской идеологии, просто другой ее версии. Это неправда. В христианстве самоубийство является самым страшным грехом», — подчеркнул защитник.
Два других пункта обвинения — в самоуправстве (ч. 3 ст. 148 УК РФ) и незаконном воспрепятствовании проведению богослужений (ч. 1 ст. 330 УК РФ) связаны с тем, что по указанию Романова в период «с 20 по 27 апреля» (точная дата и время не установлены) на территорию монастыря через шлагбаум не пустили представителей екатеринбургской епархии РПЦ. Последние, как гласит обвинение, планировали провести инвентаризацию, а также провести молебен.
Примечательно, что дело по статье о склонении к самоубийству было изначально возбуждено Главным следственным управлением СКР в Москве, тогда как два других эпизода — в Следственном управлении СК РФ по Свердловской области в Екатеринбурге. Однако 24 декабря по указанию первого заместителя председателя СК РФ Эдуарда Кабурнеева оба дела были объединены в одно производство, расследованием занялся центральный аппарат СКР.
65-летний клирик стал героем новостных сюжетов весной этого года. Поводом стали его видеообращения с резкой критикой в адрес властей в связи с введением режима самоизоляции. Он говорил, что россиян хотят поместить в «электронный лагерь сатаны», отрицал реальность пандемии коронавируса, проклиная «всех посягающих на закрытие храмов». В СМИ его проповеди прозвали ковид-диссидентскими.
Дело закончилось тем, что Романов был запрещен в служении. Позднее церковный суд Екатеринбургской епархии лишил его сана за нарушение священнической присяги. Епархия обязала Романова покинуть Среднеуральский женский монастырь, он тот не подчинился. Митрополия назвала ситуацию в монастыре захватом. 10 сентября церковный суд отлучил схимонаха Сергия от церкви, а 19 октября глава РПЦ утвердил это решение.
В ходе заседания Басманнго суда трое защитников экс-священника, которого доставили в Москву в рясе и схимне, просили отклонить ходатайство следствия. Они апеллировали к тому, что в деле отсутствуют доказательства обоснованности предъявленного обвинения, а из трех вменяемых Романову статей лишь одна (ст. 110.1 УК РФ) относится к категории средней тяжести и предусматривает до пяти реальных лет лишения свободы. По двум же другим «отцу Сергию» грозит от штрафа до нескольких месяцев ареста, и они не являются «арестными».
Однако суд, выслушав доводы сторон, ходатайство следствия удовлетворил. Николаю Романову была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу до 28 февраля, сообщила Business FM пресс-секретарь суда Ирина Софинская.
Иван Миронов утверждает, что в последние нескольких месяце в монастырь были брошены все надзирающие организации в целях поиска компромата на духовника обители, однако они ничего не нашли. «Все это дело связано с открытой публичной критикой Романова иерархов РПЦ, которые погрязли в роскоши. Отец Сергий призывал их подумать о простых людях и служить богу, а не власти», — заявил адвокат. Защита намерена обжаловать принятое решение в апелляции.