Осужденных по делу о бюджетных хищениях обвинили в затягивании апелляции ради зачета сроков
Бывший президент Ассоциации малого и среднего бизнеса Татарстана Хайдар Халиуллин останется под стражей как минимум еще на пару месяцев. Сегодня Верховный суд РТ решил, что наличие онкологического диагноза и ходатайство прокурора Татарстана Илдуса Нафикова — не основание смягчать меру пресечения осужденному к 7 годам колонии до решения апелляционной инстанции по жалобам на приговор. Тем временем их рассмотрение не могут начать уже четыре месяца, передает журналист "Реального времени".
Ради этого дела Верховному суду Татарстана пришлось выйти на связь с тремя следственными изоляторами. В камере СИЗО-1 Казани разместили шестеро мужчин, включая Хайдара Халиуллина. В камере СИЗО-2 в одиночестве находилась Вероника Мирзагалямова. Ее подругу больше месяца назад перевели из Татарстана.
"Конец географии! Тут такие ужасные прогулочные дворики! Зато есть баня, — поделилась об условиях в СИЗО-1 Оренбурга осужденная Марина Халиуллина по видеоселектору, отвечая на вопросы мужа и других знакомых. Рассказала, что после этапирования из Казани сменила уже пять камер изолятора: "Зато камеры здесь поменьше, и курят поменьше, в туалете. Вчера меня перевели в четырехместную, а то я уже кашлять стала".
— Марина, а зачем тебя выслали? — поинтересовался один из соседей Хайдара Халиуллина по "клетке" в СИЗО-1.
— Меня депортировали из Казани. Не нашлось места для меня там, — отвечала она.
— Надо было проситься куда-то в теплую страну, — пошутили мужчины.
— Это все впереди.
Напомним, больше года назад — 8 ноября 2019-го Вахитовский райсуд Казани вынес приговор по делу о хищениях по программе поддержки предпринимательства "Лизинг-грант" путем лоббирования своих фирм-"пустышек". Из 23 подсудимых без наказания не остался ни один: 14 получили условные сроки от 2,5 до 4 лет, девятерых приговорили к отправке в колонию общего режима на срок от 3 до 7 лет.Райсуд посчитал доказанным причастность обвиняемых к хищениям и покушениям на таковые, однако снизил размер реального ущерба с 22 до 17 млн рублей. При этом по 33 эпизодам главный фигурант дела — Хайдар Халиуллин был оправдан — это три эпизода мошенничества, пять покушений на таковое и 25 эпизодов подделки документов и легализации средств. Тем не менее его приговорили к 7 годам, его супруга получила на год меньше.
Отсрочку исполнения приговора суд предоставил лишь Диляре Шайдуллиной — до достижения ее ребенком возраста 14 лет.
Первое заседание апелляционной инстанции по жалобам на приговор о распиле грантов состоялось в начале сентябре. Его результатом стал возврат дела в Вахитовский райсуд Казани для устранения замечаний осужденного директора ООО "Мерлин" Александра Минько на протокол судебного заседания. В октябре дело вернулось в Верховный суд Татарстана, но намеченное заседание было отложено по болезни судьи.
Не обошлось без форс-мажора и сегодня — на втором часу заседания на 40 минут пропала видеоконференцсвязь с СИЗО-1. Выяснилось, связь переключил на себя один из вышестоящих судов. Соединение восстановили, но до рассмотрения претензий к приговору так и не дошли.
Основанием для объявления очередного перерыва стало ходатайство осужденного частного предпринимателя Михаила Проскурякова. Он заявил, что не получил от райсуда дополнения к апелляционным жалобам трех фигурантов дела, а также определение ВС РТ о возврате дела и протокол к нему. Чтобы не нарушать право на защиту, суд отложил заседание на 2 недели.
"Сколько можно уже? Хватит. Я понимаю, вы время тянете — день за полтора..." — адресовала свое недовольство "депортированная" в мужскую камеру казанского СИЗО уже после заседания. Напомним, каждый день пребывания в изоляторе до вступления приговора в силу будет зачтен за полтора дня колонии общего режима.
При этом отсутствие представителя потерпевшего Министерства экономики РТ и двух условно осужденных, желавших участвовать в апелляции, не стало основанием для объявления перерыва.
В то же время Верховный суд Татарстана успел рассмотреть ходатайство прокурора Татарстана Илдуса Нафикова, направленное еще в июне 2020 года. Глава надзорного ведомства просил отпустить под подписку осужденного экс-президента АМСБ до вступления его приговора в силу. Ключевым аргументом в пользу смягчения ареста стало состояние здоровье осужденного экс-главы бизнес-сообщества. По словам адвоката Павла Мазуренко, еще в январе у его клиента выявили тяжелое онкологическое заболевание.
Сегодня Верховному суду РТ о ходатайстве Нафикова напомнила представитель прокуратуры республики Лилия Цеханович. И тут оказалось, что искомый документ в зале суда отсутствует. Вскоре он был доставлен в зал, и Цеханович поддержала позицию шефа. Солидарен с ней был и гособвинитель по делу, старший помощник прокурора Вахитовского района Казани Степан Спиридонов.
Адвокат осужденного Павел Мазуренко озвучил аналогичное ходатайство, которое ранее. Причем за свободу больному Халиуллину "проголосовали" остальные осужденные и их адвокаты.
"Я-то, конечно, поддерживаю. Мне тут сейчас плохо. Нужно лечиться", — сообщил суду сам Хайдар Халиуллин.
Присутствовавшие в зале представители Ассоциации малого и среднего бизнеса уже строили планы на встречу друга из СИЗО, но не тут-то было. Апелляционная тройка провела в совещательной комнате около 20 минут и не нашла оснований для изменения меры пресечения. Ходатайства прокурора РТ и адвоката Мазуренко отклонили, сообщив, что решение по ним будет вынесено вместе с окончательным по поступившим апелляционным жалобам.
В прокуратуре Татарстана комментировать такой результат не стали. А источники "Реального времени" в адвокатском сообществе предположили, что за сегодняшним решением апелляционной инстанции может последовать серьезное смягчение приговора, в том числе, главному фигуранту.
Сегодня же Верховный суд РТ отклонил другое ходатайство защиты Халиуллина — об истребовании решения Советского райсуда Казани по досудебщику дела "Лизинг-гранта" Тимуру Аюпову, бывшему соратник и помощнику экс-президента АМСБ. В начале ноября райсуд отказал Аюпову в досрочном погашении условной судимости, причем, на заседании досудебщик заявил, что ущерб от его личных действий оценивается лишь в 400 тысяч рублей. Вот только не возместил он ни рубля. А ведь ранее признал вину во всех 54 эпизодах дела и хищениях на 21 млн 788 тысяч рублей — даже тех, по которым суд позже оправдал Халиуллина.
В заседании объявлен перерыв до 23 декабря.