Войти в почту

Обвиняемый в торговле детьми директор «Росюрконсалтинга»: «Трудно поймать черную кошку в темной комнате, тем более если ее там нет»

Басманный суд Москвы заочно арестовал директора компании «Росюрконсалтинг» Константина Свитнева. По версии следствия, он являлся организатором преступной группы, которая занималась торговлей детьми, рожденными от суррогатных матерей для иностранцев. В рамках этого дела под стражей с лета уже находятся семь человек, в том числе генеральный директор Европейского центра суррогатного материнства Владислав Мельников и двое врачей. Лишь одна фигурантка — женщина, выносившая ребенка — отпущена под домашний арест.

Обвиняемый в торговле детьми директор «Росюрконсалтинга»: «Трудно поймать черную кошку в темной комнате, тем более если ее там нет»
© BFM.RU

Хотя фигурантом уголовного дела Константин Свитнев стал еще в июле, с ходатайством о его заочном аресте следствие решило выйти вскоре после того, как основной фигурант направил заявление в Генпрокуратуру и Следственный комитет. В нем он потребовал возбудить уголовное дело в отношении следователя по особо важным делам Главного следственного управления СК России майора юстиции Любови Смирновой. По мнению юриста, она сфабриковала уголовное дело в отношении «заведомо невиновных лиц».

«Руководящая роль»

Официального ответа на свой запрос фигурант пока так и не получил, но СК продемонстрировал, что он с позицией обвиняемого в корне не согласен. Настаивая на его заочном аресте, следователь апеллировал к тому, что Свитневу отводится руководящая роль в совершении преступления. Именно его следствие считают организатором преступной группы, которая, по версии СК, поставила на поток продажу младенцев иностранцам. Было указано, что юрист обвиняется в совершении особо-тяжких преступлений: в «покушении на торговлю людьми» и «торговле людьми» (ч. 3 ст. 30, п. «а», «в» ч. 3 ст. 127.1 УК РФ и п. «в» ч.3 ст. 127.1 УК РФ), скрылся от следствия за границу, в связи с чем был объявлен в федеральный и международный розыск.

Однако главным аргументом стал довод представителя СК о том, что, находясь на свободе, руководитель юрфирмы может вступить в сговор с большим количеством пока еще не установленных соучастников и помешать расследованию.

В свою очередь защита назвала эти доводы несостоятельными и просила ходатайство следствия отклонить. Как рассказал Business FM адвокат Свитнева Игорь Трунов, из МВД Чехии была представлена справка о том, что его клиент имеет там вид на жительство. «Он уехал туда еще до возбуждения дела, а после начала пандемии были закрыты границы, и прилететь оттуда стало невозможно», — сказал адвокат.

200 страниц документов защиты

В ходе слушания адвокаты приобщили в общей сложности порядка 200 страниц дополнительных материалов, состоявшие из документов на детей, их фотографий, адресов их родителей, телефонов, а также результатов генетических экспертиз, которые были проведены по просьбе защиты за рубежом родителями-иностранцами и подтверждают их генетическое родство с малышами. Адвокат апеллировал к тому, что его подзащитный сам является отцом четверых малолетних детей, а за десять месяцев расследования СК так и не установил где и у кого находятся «проданные дети» и интересы кого оно намерено защищать. Он считает, что в обвинении «искажена реальная действительность». По словам Трунова, все новорожденные дети, указанные в обвинении, были переданы биологическим родителям и поживают в их семьях. «Несмотря на все эти сведения, следствие упорно продолжает называть этих людей неустановленными лицами», — возмутился адвокат.

Сам Свитнев прислал в суд свои возражения и ходатайство с просьбой участвовать в процессе с помощью видео-конференц-связи. Первые были приобщены, а во втором ему отказали. Отказ судья Артур Карпов объяснил тем, что не сможет установить личность фигуранта по видеосвязи.

Взвесив доводы сторон, он удовлетворил просьбу следствия и постановил арестовать Свитнева на два месяца со дня его задержания или экстрадиции в РФ. При этом в основу судебного постановления, копия которого имеется в распоряжении Business FM, была положена тяжесть предъявленного Свитневу обвинения и тот факт, что фигурант скрылся и был объявлен в международный розыск, чем помешал производству по уголовному делу.

Девять фигурантов

Расследование громкого дела начинал в январе этого года следственный отдел СКР по Одинцовскому району. Поводом стала смерть младенца в одной из квартир поселка ВНИИССОК Одинцовского района. Выяснилось, что он был рожден по программе суррогатного материнства. В той же квартире нашли еще троих детей, рожденных от суррогатных мам. После того как летом дело было передано в центральный аппарат СК, под следствие попало девять человек, включая Свитнева. В июле Басманный суд Москвы заключил в СИЗО гендиректора Европейского центра суррогатного материнства и соучредителя компании «Росюрконсалтинг» Владислава Мельникова, завотделением экстракорпорального оплодотворения медцентра «Петровские ворота» Тараса Ашиткова, акушера-гинеколога ГКБ №1 из подмосковного Красногорска Лилию Панаиоти, врача-репродуктолога клиники NGC Юлианну Иванову, юриста «Росюрконсалтинга» Романа Емашева, переводчика Кирилла Анисимова и курьера Валентину Чернышову. Суррогатная мать Татьяна Блинова была помещена под домашний арест. В зависимости от роли им предъявлено обвинение в «покушении на торговлю людьми» и «торговле людьми». Большинство фигурантов дела вину отрицают, а двое — Емашев и Чернышева — после двух месяцев нахождения в СИЗО, решили признать вину и заключить сделку со следствием.

Всего в деле фигурирует четыре иностранных семьи: три из Филиппин и одна из Таиланда. Они заключили договора с ЕЦСМ на 11 программ суррогатного материнства, в результате которых родилось 14 детей, рассказал Business FM Константин Свитнев.

По его словам, подавляющее большинство их них давно живут со своими родителями за рубежом и лишь трое, найденных следствием в квартире в Одинцове, почему-то находятся детском доме в подмосковном Видном для детей с отклонениями, хотя таковыми не страдают, заявил Business FM Константин Свитнев. В частности, туда поместили детей филиппинского политика Фредениль Эрнаес Кастро, брата и сестру Артуро и Анику, сказал он.

Несмотря на признание вины двумя фигурантами, он убежден, что «никаких доказательств нет, не было и быть не может». «Трудно поймать черную кошку в темной комнате, тем более если ее там нет», — сказал Свитнев. По его словам, на протяжении многих месяцев никто из следователей не пытался с ним связаться. «Никакие повестки мне не высылались, ни на какие допросы и опросы я не приглашался. Более того, я сам несколько раз звонил, предлагал сотрудничество, предлагал ответить на все вопросы, которые могут возникнуть», — рассказал фигурант. Однако, по его словам, следствие отказалось принять его пояснения, опасаясь, что выстроенная конструкция обвинения рухнет.

«Я полагаю, что мог бы за пять с половиной минут развеять сомнения следствия, и самого бы дела не было. Однако следствие не было заинтересовано в моих показаниях, а заинтересовано в этом дутом и сфабрикованном деле, чтобы якобы его раскрыть и получить бонусы — чины, медали и звездочки на погонах», — сказал фигурант. Он добавил, что накопил восемь томов обращений в правоохранительные органы и различные инстанции, которые были переадресованы в СК, однако оттуда ему не прислали ни одного ответа. Решение о своем заочном аресте юрист назвал попыткой заставить его замолчать. «Я единственный человек, который остался на свободе и может ответить и отвечает на все вопросы, которые появляются у журналистов, общественности и политических деятелей. Естественно, они [следователи] заинтересованы в том, чтоб я замолчал», — полагает обвиняемый.

Про детей для гей-пар

Свитнев добавил, что следствие отказывается приобщить результаты генетических экспертиз по всем родителям и детям, фигурирующим в деле, хотя они все переведены и нотариально заверены, а также не хочет проверить генетическое родство трех филиппинских детей, отметивших уже годовщину жизни в Россию. По словам фигуранта, защита представила следствию фотографии детей, уехавших за рубеж к своим родителям по программе суррогатного материнства. «Никто из них не разделан на органы и не продан гей-парам», — заверил обвиняемый. Он подчеркнул, что гей-пары для рождения детей едут «не в Россию, Украину, Грузию и Молдавию», а в США, Калифорнию. «Именно там они могут быть записаны как родители в свидетельстве о рождении. Программы суррогатного материнства для гей-пар в Росси нереализуемы в принципе», — подчеркнул юрист.

Его защитник сообщил, что решение об аресте будет обжаловано в Мосгорсуде. Игорь Трунов отметил, что если оно там устоит, то адвокаты оспорят заочный арест в Европейском суде по правам человека. Также защита планирует добиваться исключения фамилии Свитнева из базы данных Интерпола.