Российского «колбасного короля» убили из арбалета. О загадочном преступлении говорят по всему миру
Одним из главных событий уходящей недели стало убийство Владимира Маругова — владельца компании «Мясная империя», которого называли не иначе как «колбасным королем». В ночь с 1 на 2 ноября неизвестные проникли на участок Маругова в подмосковной деревне Аносино, ворвались в баню и убили бизнесмена выстрелом из арбалета. Выбор оружия не единственная странность в этом деле. Так в доме у предполагаемого киллера сыщики нашли пленника — прикованного к батарее пенсионера. Как выяснилось, в прошлом невольник был известным адвокатом и защищал знаменитого киллера эпохи 90-х — Александра Солоника. В деталях загадочного преступления разбиралась «Лента.ру».
Тело Владимира Маругова обнаружили на территории его участка в Аносино в понедельник, 2 ноября. По данным следствия, бизнесмен со своей гражданской женой парились в бане, когда к ним ворвались двое неизвестных в масках, вооруженные арбалетом и ружьем.
Налетчики связали обоих и стали пытать Маругова, требуя указать, где он хранит деньги. В это время женщине удалось освободить ноги, она выпрыгнула в окно и убежала к соседям, которые и вызвали полицию. Прибывшие стражи порядка обнаружили на месте происшествия тело предпринимателя — он был убит выстрелом из арбалета.
Злоумышленники, так и не войдя в дом, успели скрыться на машине, номера которой были закрыты полиэтиленовым пакетом. Автомобиль нашли в одном из соседних сел — формально Citroen принадлежал местному жителю. Но тот рассказал, что совсем недавно продал его неизвестному — правда, оформить документы не успел.
В машине обнаружили арбалет — скорее всего, тот самый, из которого и был выпущен смертельный болт (так называется специальная стрела для арбалета, короче и толще стрелы для лука и с другим расположением оперения — прим. «Ленты.ру»), а также мишени со следами характерных пробоин.
Как рассказала «Ленте.ру» представитель регионального управления Следственного комитета России (СКР) Ольга Врадий, уголовное дело было возбуждено по части 1 статьи 105 («Убийство») УК РФ. Согласно первоначальной версии следствия, налетчики проникли на участок Маругова ради наживы.
Как рассказал «Ленте.ру» источник в правоохранительных органах, подруга убитого бизнесмена, сбежавшая от налетчиков, сообщила оперативникам детали преступления. По словам женщины, у налетчиков, кроме арбалета и ружья, были ножи. Не исключено, что третий сообщник ждал их за рулем машины.
Одного из предполагаемых убийц удалось задержать уже вечером 2 ноября. По словам Ольги Врадий, операция была проведена совместными усилиями сотрудников регионального управления СКР и подмосковных полицейских. Задержанным оказался мужчина 1971 года рождения, проживающий в Москве.
Официально личность задержанного не разглашается, однако очень скоро стало известно, что это 49-летний Александр Мавриди, уроженец Казахской ССР и грек по национальности, много лет назад переехавший в Россию. По неофициальным данным, в конце 90-х годов Мавриди был связан с одной из этнических преступных группировок, специализировавшихся на мошенничестве, — но судим не был.
Утром 3 ноября следователи пришли с обыском в московскую квартиру Мавриди на Таллинской улице — и обнаружили там пожилого мужчину, прикованный к кровати наручниками. Вместе с ним в квартире находился, охранявший его мужчина.
Как рассказал «Ленте.ру» источник в правоохранительных органах, заложником оказался Алексей Завгородний — известный московский адвокат, защищавший в основном участников крупных организованных преступных сообществ (ныне его адвокатский статус прекращен).
Достаточно сказать, что среди подзащитных Завгороднего был Александр Солоник — один из самых известных киллеров 90-х по кличке Саша Македонский, который работал на Курганскую ОПГ. Солоник признался в 20 заказных убийствах и стал единственным арестантом, кому удалось сбежать из столичного СИЗО «Матросская Тишина».
Потерпевший был госпитализирован, причем следователи не исключают, что он мог находиться под действием психотропных веществ. Его охранника задержали — сейчас его проверяют на причастность к другим преступлениям.
По словам источника «Ленты.ру» в правоохранительных органах, роль заложника в деле об убийстве «колбасного короля» Маругова пока не очень понятна: Алексей Завгородний в свое время считался хорошим и весьма состоятельным адвокатом.
В квартире Мавриди также нашли коробку из-под арбалета и его части. Оружие было усовершенствовано: ему заменили штатные «плечи», что значительно увеличило мощность арбалета. По некоторым данным, этим занимался сам Мавриди. По найденному в коробке товарному чеку следователи установили магазин, который торговал оружием: его сотрудники опознали Мавриди как покупателя.
3 ноября СКР опубликовал видео с предполагаемым налетчиком на своем YouTube-канале. После этого выяснилось, что Мавриди был хорошо знаком с бывшей женой убитого бизнесмена — писательницей и поэтессой Татьяной Маруговой.
Как сообщила «КП», задержанный Александр Мавриди является близким другом Татьяны Маруговой. Как отметило издание, не исключено, что разбойное нападение на «колбасного короля» могло быть лишь прикрытием для другого преступления.
На эту версию быстро отреагировал Игорь Ким — адвокат Татьяны Маруговой: защитник раскрыл характер отношений, которые у бывшей жены погибшего Владимира Маругова были с предполагаемым убийцей Александром Мавриди.
По словам Кима, его доверительница дала показания следователям и сообщила, что Мавриди, которого задержали по подозрению в убийстве ее бывшего мужа, выполнял для нее «технические работы»: ухаживал за домом и делал ремонт. При этом, как отмечает Татьяна, Мавриди не был знаком с погибшим.
Она категорически опровергла информацию, появившуюся в СМИ, о любовной связи между ней и подозреваемым. Адвокат отметил, что Татьяна сообщила ему об убийстве бизнесмена в четыре часа утра 2 ноября, прислав SMS. При этом откуда Маругова узнала о преступлении, адвокату неизвестно.
Сейчас следствие отрабатывает несколько версий. Приоритетная — Мавриди в разговорах со своей работодательницей узнал о богатстве мужа, окольными путями выяснил, где он живет, и даже съездил на разведку. Целью преступников были именно ценности, но оставлять предпринимателя в живых они не собирались.
Среди других версий — прямая связь между убийством Владимира Маругова и его конфликтом с бывшей женой, а Мавриди при этом просто исполнял роль киллера. Поскольку сам задержанный отказался давать показания, воспользовавшись 51 статьей Конституции, проверить эту версию будет очень сложно. Однако, по мнению оперативников, она маловероятна.
Дело в том, что после развода и раздела имущества бывшая жена уже не может претендовать на наследство, а общий сын Владимира и Татьяны Маруговых погиб в ДТП летом 2019 года. У бывших супругов были и другие имущественные споры, но, формально истцом в них выступает отчим Маругова, Александр Беленький.
При таких обстоятельствах со смертью Маругова для Татьяны исчезла последняя возможность решить спор мировым соглашением. С этой точки зрения гибель «колбасного короля» крайне невыгодна его бывшей жене. Версия же женской мести пока также ничем не подтверждена.
Между тем убийство Владимира Маругова привлекло внимание СМИ во многом из-за необычного орудия преступления, хотя арбалет (как и пневматика) в практике криминалистов появился давно. В 50-60-х годах XX века убийства из самострелов (так в СССР традиционно называли арбалеты) были весьма распространены.
В первую очередь — в Сибири и на Дальнем Востоке, где самострелы широко использовали охотники. Однако их применяли и для охоты на людей. В «Справочнике партизана», издававшемся в СССР в 1942-1944 годах, описывались и способы изготовления самострелов из подручных материалов, и методы их установки.
Например, широкий общественный резонанс получило дело Сергея Дуденко. 7 июня и 4 июля 2009 года на берегу реки Оки были обнаружены тела двух рыбаков, убитых арбалетными болтами. Причем один мужчина успел позвонить жене и рассказать, что в него стреляли, — но скончался до того, как его нашли.
Интересно, что первая жертва скончалась на правом берегу, в Московской области, а вторая — на левом, уже в Калужской, причём расстояние между местами преступлений составляло около 100 км. Преступление долго оставалось нераскрытым: только в марте 2010 года егеря Государственного комплекса «Таруса» заметили в лесу мужчину с арбалетом, который, пытаясь оставаться незамеченным, кого-то выискивал. Причем, когда сотрудники комплекса окликнули неизвестного, тот первым делом выбросил арбалет и болты. А затем пытался откупиться, предлагая 50 тысяч рублей (для понимания — штраф за нахождение в угодьях с оружием, в том числе — метательным, в 2010 году составлял 2 тысячи рублей). Это поведение показалось очень подозрительным, и жителя подмосковного Серпухова, 35-летнего установщика пластиковых окон Сергея Дуденко, задержали. Вскоре эксперты доказали: оба смертельных выстрела по рыбакам были сделаны из обнаруженного оружия.
Ему предъявили обвинения в двух убийствах. Сын Дуденко, 10-летний Владислав, записал обращение к президенту Дмитрию Медведеву и разместил его в YouTube, озаглавив: «Я не хочу оставаться без папы». Но доказательства были неоспоримы, а алиби, на которые ссылался задержанный, — фальшивыми. Интересно, что один из томов уголовного дела в отношении серпуховского арбалетчика был полностью на английском языке — он содержал материалы расследования ФБР о наконечниках для болтов, изготовленных в США. Именно такими пользовался «серпуховский арбалетчик». Присяжные единогласно признали его виновным и не заслуживающим снисхождения, и Дуденко получил 19 с половиной лет колонии строгого режима. Верховный суд оставил приговор без изменения.
Формально до июня 2019 года в России охота с луком и арбалетом была запрещена — но можно было покупать «метательное оружие» для занятий спортом. Это и делало такие образцы востребованными: помимо отсутствия необходимых для огнестрела разрешений, в стране отсутствовала какая бы то ни было база учета владельцев самострелов.
Кроме того, слабо развиты методики идентификации снарядов. Позже в Россию потоком пошли импортные образцы охотничьих луков и арбалетов. Причем на любой кошелек — стоимость колебалась от трех до 200 тысяч рублей, в зависимости от мощности.
Между тем особенности такого оружия — беззвучность и отсутствие учета — делают его привлекательным для криминала. Достаточно сказать, что для заброса в колонии запрещенных предметов (телефонов, наличных денег и наркотиков) луки и арбалеты используют чаще, чем квадрокоптеры, — это дешевле и быстрее.
В итоге с начала 2020 года охоту с метательным оружием и с пневматикой разрешили, но организовав его учет примерно такой же, как и у огнестрельного оружия. Толчком к этому во многом послужило резонансное убийство в Екатеринбурге, на склоне горы Уктус, где Алексей Александров из усовершенствованного пневматического карабина убил двух девушек. Как и арбалетчик Сергей Дуденко, Александров пошел на преступление «из любопытства» — «Лента.ру» подробно рассказывала о его деле.
Между тем расправа над российским бизнесменом неожиданно привлекла внимание крупных западных СМИ, включая CNN, BBS, CBS, The Guardian, New York Post и других. Особое внимание во всех сообщениях уделяется именно оружию, из которого стреляли в «колбасного короля», многие также вспомнили, что сын Владимира Маругова разбился на мотоцикле в прошлом году. Позже эти же СМИ сообщили о задержании подозреваемого и о том, что в его квартире обнаружен заложник — бывший адвокат Александра Солоника. Последнее обстоятельство дало повод предполагать, преступники каким-то образом связаны с российской оргпреступностью 90-х. При этом, например, The Guardian отмечает, что столь громких преступлений в отношении крупных бизнесменов в России не было уже много лет, как раз с конца лихих 90-х.
Так что итогов расследования громкого убийства, кажется, ждут по всему миру.