Казанский суд признал не исправившимся Тимура Аюпова, бывшего соратника главы АМСБ Хайдара Халиуллина
Не хочет отбывать условный срок до 2022 года бывший советник экс-президента Ассоциации малого и среднего бизнеса РТ Тимур Аюпов. Его сделка со следствием, показания против Хайдара Халиуллина и чистосердечное признание в совершенных аферах на 21,8 млн рублей обеспечили мягкое наказание. Но сегодня досудебщик пытался убедить суд, что уже достоин и снятия судимости. Как передает журналист "Реального времени", ему отказали с формулировкой: "у суда не сформировалось убеждение об исправлении условно осужденного".
На заседание Советского райсуда Казани Тимур Аюпов пришел без защитника. Хотя ранее его интересы представляли аж два адвоката. Не запасся и речью. В итоге его ходатайство в суде прозвучало не слишком убедительно.
— Хотел бы, чтобы сняли досрочно условное осуждение. Хотел сменить работу, а она связана с командировками на месяц-два, по условиям испытательного срока — нет такой возможности. Плюс дочку хотел за границу свозить, — признался условник из дела "Лизинг-гранта".
— За границу? — удивился председательствующий судья, зампред Советского райсуда Эрнест Муртазин.
— На море куда-то. В Крым, — поправился Аюпов и видя недоумение судьи и прокурора уточнил. — Я имею в виду — за границы Татарстана...
Суд выяснил, что единственным опекуном ребенка заявитель не является. Его жена никакими условными сроками не связана. Заявитель пытался возражать: "Она без меня не поедет".
Вкратце напомним: в разработку сотрудников МВД Татарстана Аюпов попал, будучи советником президента Ассоциации малого и среднего бизнеса РТ Хайдара Халиуллина. Заключил сделку со следствием и прокуратурой и дал показания против себя и других членов группы. А еще полностью признал вину по всем 54 эпизодам уголовного дела. Среди них — 15 хищений бюджетных средств по программе поддержки предпринимателей "Лизинг-грант" с ущербом в 21,7 млн рублей, восемь покушений на хищения еще 18 млн рублей, а также 18 эпизодов легализации преступных доходов и 13 подделок официальных документов.
Нюанс в том, что при рассмотрении дела "Лизинг-гранта" по существу, Вахитовский райсуд Казани посчитал все эпизоды подделки и легализации излишне вмененными, а экс-президента АМСБ Хайдара Халиуллина оправдал по трем эпизодам за отсутствием состава преступления. В результате ущерб по совершенным эпизодам преступления сократился до 17 млн рублей. Несмотря на это приговор был жестким: из 23-х фигурантов посадили восьмерых, Халиуллину дали 7 лет колонии общего режима, его бывшей жене на год меньше.
Впрочем, этот приговор от 8 ноября 2019-го года в силу еще не вступил. В отличие от приговора того же суда Аюпову от 3 июля 2018-го. Тогда признавшего вину досущебщика в особом порядке наказали 5 годами лишения свободы условно с испытательным сроком в 4 года. Испытательный срок этот истечет в июле 2022 года.
Ходатайство Аюпова об отмене условного осуждения и досрочном снятии судимости было подано по истечении половины испытательного срока. На заседании инспектор уголовно-исполнительной инспекции ФСИН подопечного поддержал: "Замечаний и нареканий по отбытию условного срока нет. Проверялся участковым. Характеризуется положительно".
У представителя прокуратуры и судьи было немало вопросов в части принятых мер по погашению ущерба. Напомним, согласно приговору Аюпова он признался во всех 54 эпизодах дела и хищениях на 21 млн 788 тысяч рублей. "Сколько из этого возместили?" — спросил председательствующий судья Муртазин. "Не было гражданского иска, ваша честь!" — отвечал Аюпов.
— А вы пытались возместить хоть какую-то сумму? — уточнил судья.
— Я звонил в Минэкономики, еще когда был суд. Они мне не представили никаких счетов, ничего.
— Письменно вы куда-то обращались?
— Нет. Только звонил и несколько раз помещал Минэкономики.
Фамилии ответственных сотрудников потерпевшего ведомства, с которым обсуждался этот вопрос, осужденный вспомнить не смог. Зато счел нужным сказать о своей "максимальной помощи следствию".
Представитель прокуратуры Советского района Артур Юсупов решил выяснить: "Какой ущерб из 21 млн 788 тысяч рублей был причинен вами?"
— Порядка 450 тысяч рублей, — неожиданно заявил Тимур Аюпов, скостив тем самым установленную его же приговором сумму аж в 48 раз.
— Из этого можно было возместить какую-то часть? — продолжил сотрудник надзорного ведомства.
— Я жду гражданского иска. Возможно больше будет, там сумма не определена. Но у меня все имущество под арестом, и я само собой возмещу...
Заметим, что в 2018-м Аюпов на своем суде также заявлял о готовности погашать ущерб, но ссылался на то, что министерство не предоставило ему реквизиты и вообще оно принимает деньги лишь от организаций, а он лично грант не получал, и непонятно по какой статье оприходовать деньги. Представитель потерпевшего ведомства Алексей Нигматуллин комментировал ситуацию иначе: "Мы предоставим реквизиты, на его усмотрение, воспользуется возможностью или нет. Реквизиты предоставлялись другим участникам судебного процесса, Аюпов [ранее] не изъявлял желание получить реквизиты и возместить ущерб".
Ходатайство досудебщика прокуратура не поддержала. Решение суда Аюпова также не порадовало. Как отметил судья Эрнест Муртазин, само по себе истечение половины испытательного срока — недостаточное основание для полной отмены условного наказания, а соблюдение обязанностей и примерное поведение — это обязанность осужденного, а не его заслуга.
— Суд считает принятие решения об отмене условного осуждения Аюпова и снятии с него судимости по вышеуказанному приговору преждевременным. У суда не сформировалось убеждение об исправлении условно осужденного Аюпова, — огласил решение судья.
Комментировать результат заседания Тимур Аюпов не стал. Зато это сделал защитник осужденного экс-президента АМСБ Хайдара Халиуллина.
— Суд абсолютно прав. Если нет возмещения ущерба как такового, то претендовать чтобы сняли судимость — опрометчиво, — оценил решение адвокат Павел Мазуренко. И вы не забывайте, по основному делу "Лизинг-гранта" приговор еще оспаривается. И сам факт, что по трем эпизодам Халиуллин был оправдан, а Аюпов их признал, позволяет говорить о возможном оговоре. Ведь показания этого человека сыграли ключевую роль в деле.
Заявление досудебщика о "личном ущербе" лишь в 450 тысяч, Мазуренко не удивило. По его словам, эта сумма звучала и раньше:
— Он считает с каждого эпизода 10-20 тысяч, которые якобы он получал за свои услуги. Хотя в суде люди говорили, что он был именно тем человеком, который неоднократно забирал и всю сумму гранта целиком. В итоге у нас есть фигуранты, которые денег не увидели, но получили срок. И это не один человек.
"Аюпов — главный организатор схемы, и большая часть денег осела именно в его карманах", — излагает позицию защиты адвокат Халиуллина. И ссылается на объем арестованного по делу имущества досудебщика — квартиру, авто, гараж, и отсутствие такового у получившего 7 лет по приговору бывшего лидера предпринимателей Татарстана.