Войти в почту

"Следствие должно защищать меня": дело экс-министра экологии Татарстана дошло до слез

Казанский суд оставил обвиняемого в убийстве 2003 года Агляма Садретдинова в СИЗО на день рождения

"Следствие должно защищать меня": дело экс-министра экологии Татарстана дошло до слез
© Реальное время

Уже к Новому году уголовное дело экс-министра Татарстана Агляма Садретдинова может быть направлено в прокуратуру Татарстана для утверждения обвинения. Судить его будет Буинский райсуд. Такие планы были озвучены накануне в казанском суде, который решал вопрос о продлении ареста обвиняемому по делу о заказном убийстве и взятках 2000-х годов. Несмотря на большой пакет медицинских диагнозов и юридических аргументов двух адвокатов, Садретдинова оставили в СИЗО. В перерыве заседания бывший вип-чиновник от бессилия плакал, передает журналист "Реального времени".

Зачем Садретдинову три адвоката

К защите 68-летнего арестанта подключился третий адвокат. В заседании Советского райсуда Казани на стороне защиты участвовали Равиль Туктаров и Роберт Халиуллин. Аскара Пономарева не было. Зато был сын Агляма Садретдинова — в зале, для моральной поддержки обвиняемого.

Как выяснило "Реальное время", работы по делу хватает для всех адвокатов. Кроме нечастых, по их мнению, следственных действий и регулярных продлений-обжалований меры пресечения, защита оспаривает в вышестоящих инстанциях июльские решения суда о даче согласия на отмену постановления следователя о прекращении дела Садретдинова в 2010-м году и избрании ему меры пресечения.

У защиты вызывает вопросы, почему ключевое постановление суда оглашено в зале заседания 16 июля в 9.58, и ровно в то же время в СК подписан документ о возобновлении расследования по делу Садретдинова. Также адвокаты считают незаконными все действия Следкома, проведенные с 16 июля до 25 августа текущего года — до того момента, как то самое решение казанской Фемиды на реанимацию закрытого десять лет назад дела вступило в силу. А недавно защитники обжаловали еще и постановления о возбуждении дел о взятках 2000-го года в порядке статьи 125 УПК РФ.

Напомним, Садретдинова обвиняют в подстрекательстве к убийству. В 2003-м в Буинске был застрелен Рашид Садыков, активист, экс-глава буинского общества по защите прав потребителей и помощник депутата Госдумы. Садыков неоднократно критиковал руководство района, в том числе за "торговлю спиртным в подконтрольных главе магазинах". В 2009-м в его убийстве признался киллер казанской группировки "Квартала" Виталий Токинов и рассказал: за то убийство "в интересах главы района" буинский коммерсант Маскуд Назмиев заплатил ему с напарником 180 тысяч рублей. Токинова и Назмиева осудили в 2010-м, последний на следствии и суде дал показания против Садретдинова, однако десять лет назад дело бывшего главы Буинского района закрыли за отсутствием состава преступления.

Адвокат: Его перевозка в автозаке является нарушением Конституции

Вину обвиняемый не признает, но об этом чуть позже. Вчера на заседании суда он минут пять рассказывал о своем нездоровье — перечислял неизлечимые болезни, опухоль, удаленные и пораженные внутренние органы и суставы. "У меня и сейчас голова кружится — надо систему получать", признавался 68-летний фигурант и просил изменить меру пресечения, чтобы дать возможность лечиться.

Выглядел арестованный и в самом деле неважно, однако позднее выяснилось — ни один из подтвержденных медицинских диагнозов этого пациента не входит в утвержденный правительством РФ перечень заболеваний, препятствующих содержанию под стражей. По решению суда эти документы исследовались в отсутствие журналиста "Реального времени", поэтому даже названные самим обвиняемым болезни озвучивать не будем.

Заседание было назначено на 10 утра, однако итоговое решение по ходатайству Следкома огласили уже в девятом часу вечера. Поскольку сам обвиняемый попросил суд дать ему время для изучения всех материалов, представленных следователем Ильясом Шакировым в обоснования сохранения ареста. Время дали, но потом дежурному судебному составу пришлось рассматривать и другие материалы.

Возобновилось заседание около 18-ти часов. Причем на нем суду пришлось рассматривать уже два ходатайства — следствия и защиты. Адвокат Роберт Халиуллин попросил изменить обвиняемому меру пресечения на домашний арест либо запрет определенных действий. Он обвинил силовиков в волоките по делу — "следственные действия проводят не чаще раза в месяц", и напомнил о состоянии здоровья и возрасте Садретдинова, которому 26 октября будет 69 лет.

"Риск развития заболеваний составляет опасность для его жизни и здоровья. Особо хочу подчеркнуть, что с учетом возраста и болезней перевозка Садретдинова в конвойном автомобиле и его содержания под стражей является нарушение его Конституции РФ и Конвенции по правам человека", — считает Халиуллин. По его мнению, в СИЗО Садретдинов лишен необходимой ему специализированной медпомощи.

Адвокат также напомнил, что в 2009-2010 году его клиент, как подозреваемый по тому же убийству, находился под подпиской о невыезде и никуда не скрылся.

Заметим, в ту пору Садретдинов был действующим министром экологии и природных ресурсов Татарстана и оставался в правительственной обойме до 2012-го. А через два года оказался на скамье подсудимых за превышение полномочий при подписании акта о выполнении госконтракта на 5,8 млн рублей. Вину не признавал, но согласился на прекращение судом производства по делу за сроком давности, то есть по не реабилитирующим основаниям.

Следователь: "Единственный, у кого был мотив — ваш подзащитный

Замруководителя 1-го отдела Следкома по РТ Ильяс Ишмуратов просил суд оставить обвиняемого в СИЗО до 16 января. Он парировал претензии защиты, утверждая, что никакой волокиты нет — с прошлого продления допросили свидетелей, провели амбулаторную психиатрическую экспертизу Садретдинову, ознакомили его с прежними экспертизами и возбудилиеще три эпизода дела о взятках на 650 тысяч рублей за содействие в получении объектов недвижимости.

По делу о взятках Садретдинов пока не допрошен.

Адвокат Равиль Туктаров уточнил — какие года охватывают новые эпизоды. 2000-2006 годы, ответил следователь. "А как быть со сроком давности, не истек ли он?" — дважды в ходе заседания интересовался защитник. Майор Ишмуратов объяснил — до возбуждения дел по взяткам на допросе обвиняемого Садретдинова у него интересовались этими историями и спрашивали — согласен ли он на прекращение дела по не реабилитирующим основаниям? Ответ был отрицательный. "У меня не было иного выхода, кроме как возбудить уголовное дело", — сообщил следователь.

— А было ли в 2010 году постановление об отказе в возбуждении дела за отсутствием события преступления по Шакирову (предполагаемый выгодоприобретатель участка по эпизоду взятки 50 тысяч рублей 2006 года — ред.)? — продолжил наступление защитник.

— Да. Было. Но по результатам проверки в этом году это решение было отменено как незаконное руководителем следственного органа, — пояснил Ишмуратов.

Защитники попытались выяснить — почему и эта отмена не прошла через суд? Известна ли следствию позиция Конституционного суда РФ в части таких отмен? Представитель прокуратуры Советского района Артур Юсупов выразил протест. "Вопрос снимается. Не на экзамене находимся", — отреагировал судья Сергей Жиляев.

Впрочем, атака на следователя продолжилась. Адвокатов интересовало — в каких конкретно действиях обвиняют Садретдинова по истории с убийством. Ильяс Ишмуратов ссылался — все изложено в документах.

На вопрос: "Садретдинов убивал?" последовал ответ: "Он являлся заказчиком. Исполнители знать не знали, кто такой Садыков. Единственный, у кого был мотив совершить преступление — ваш подзащитный".

"Садыков раскрыл все преступные действия Назмиева"

Представитель прокуратуры поддержал продление ареста. Защита настаивала на отказе и удовлетворении ходатайства о смягчении меры пресечения. "Нет никаких доказательств, что он может скрыться и воздействовать на свидетелей — ни один из этих свидетелей не находится в СИЗО-1, где содержат Садретдинова", — отметил адвокат Роберт Халиуллин. Под этими свидетелями он подразумевает — Маскуда Назмиева, отбывающего новый срок за аферу в казанской колонии №2 и одного из лидеров банды "Квартала" Фарида Галиуллина, что сейчас находится в СИЗО-2 Казани.

— Все представленные в суд протоколы следственных действий с 16 июля до 25 августа не имеют юридической силы и получены в нарушение требований УПК. Поскольку судебное решение вступает в силу через 10 суток либо по результатам обжалования. Данная норма закона была грубо нарушена, — подчеркнул адвокат Равиль Туктаров.

Сам арестованный Аглям Садретдинов заявил, что считает предъявленное обвинение незаконным: "Оно составлено со слов одного Назмиева — преступника, который организовал убийство и еще три нападения. Всего у него семь заказов преступлений... А я никогда не подстрекал и не уговаривал убить Садыкова".

По словам обвиняемого, в свое время он лично помог Садыкову с трудоустройством и был доволен его работой:

— Он раскрыл все преступные действия Назмиева — это водка поддельная с Самары и с Кавказа, потом с игровыми автоматами. А он — очень мстительный человек.. Все эти преступления Назмиев организовал, он состоял в ОПГ "Квартала". Но оклеветал меня и ушел от ответственности заказчика и организатора убийства.

Садретдинов отметил, что после расстрела Садыкова к нему приходили сыновья убитого и просили помочь с жильем: "Они сказали — у нас к вам претензий нет, мы знаем, кто это организовал".

В своей речи бывший министр вспоминал 9 лет работы во главе Апастовского и 7 лет у руля Буинского районов, подчеркивая, что добивался наивысших показателей. Перечислял свои награды, в том числе — орден Дружбы, госпремию РТ по науки и техники.

В финале заседания Садретдинов вспомнил и претензии по взяткам, утверждая, что и в этой части позиция следствия строится на показаниях лишь одного Назмиева.

Когда судья удалился в совещательную комнату, арестованный продолжил рассказывать присутствующим о своей позиции и в какой-то момент даже расплакался от бессилия: "Как же так — следствие должно защищать меня, а оно верит преступнику?! Столько лет честно работал и что теперь, по словам одного преступника оказался здесь..."

К оглашению решения суда обвиняемый немного успокоился. Арест был продлен до 16 января. Как выяснило "Реальное время", к этому времени следствие намерено завершить работу и отправить материалы в прокуратуру РТ.