Дмитрий Ольшанский: Разница между преступлением и грехом
Это вообще неблагодарное дело – бороться с грехом в одиночку. Нет ни аплодисментов, ни взволнованных голосов: «о, как вы правы!», «держитесь!», «давно пора искоренить!». То ли дело толпой. На свете есть преступления, а есть грехи. Грань – как и во всем на свете – тонка, но она, тем не менее, существует. Преступления – это Освенцим и Колыма, расстрелы и погромы, Потрошитель и Чикатило, изнасилования и грабежи, рабовладение и теракты. Грехи – это самоубийства и аборты, предательство и ложь, хамство и кощунство, церковные покемоны и корпоративные оргии, манипуляции и цинизм. И разница между первым и вторым, в частности, состоит в том, что в первом случае человеку нужно государство, а к нему еще – общество с фонарем, чтобы требовать и контролировать, чтобы не ушел гад в Сокольники. Во втором случае нужна совесть. Или, если ее нет и не будет, и уже не помочь, – готовность сказать свое личное «нет». Сказать «нет» мужу-алкашу, начальнику-сволочи, дураку-безбожнику, учителю-кобелю, бабе-истеричке, бытовому тирану или пропагандисту в телевизоре. Родители не могут научить своих детей сказать «нет» преступлению – на это не хватит человеческих сил, если, конечно, их дети не служат в спецназе. Но, в отличие от преступления, грех – это всегда вопрос собственной выдержки, и если юный человек послушал музыку «хэви-метал» и полез в петлю, то виноват не «хэви-метал» (запретить! посадить!), а просто за психикой юного человека надо было следить – в том числе старшим. И нет ничего тошнотворнее, чем государство, а с ним и общество, которое начинает массово, стадом – бороться не с преступлением, а с грехом. Начинает подменять безопасность – моралью, а жертв – «жертвами», у которых всегда наготове есть «травма», и всегда кто-нибудь грешный виноват в «оскорблении чувств», до скончания века задетых. Нам плюнули в лицо! Я не знаю, как я это смогу пережить! А голос профессионально дрожит. И все равно, в каком стиле заседает партком – в американском или древнесоветском, кидает он камни в «людей с хорошими лицами» или «мэйл шовинистов» и «русских фашистов», – важно лишь то, что он проводит работу по коллективному очищению, когда праведники, как следует возбудившись, должны побить камнями грешников. Нет, это не значит, что грехи не имеют значения – и, как сказал бы Федя Д., все дозволено. Нет, не дозволено – и кто-то где-то, я подозреваю, за этим делом следит. Но настоящая борьба с грехом – это одинокая дорога. И никаких выступлений дрожащим голосом на парткоме, заодно с обращениями в органы и давно назревшими предложениями по ужесточению чего-нибудь, ну хоть бы что-нибудь ужесточить! – она не предполагает. Это вообще неблагодарное дело – бороться с грехом в одиночку. Нет ни аплодисментов, ни взволнованных голосов: «о, как вы правы!», «держитесь!», «давно пора искоренить!» То ли дело толпой. И, тем не менее, пусть толпа лучше радуется поимке душителей, конокрадов и бандитов из «Черной кошки». Честной победе над преступлением. Ведь никакой радости от честной победы над грехом нет. Потому что ее нет – победы. Источник: Блог Дмитрия Ольшанского
