Переживший бои в Курахово фермер Пошитинский развивает сельское хозяйство в ДНР
В фермерском хозяйстве "Роща" под Авдеевкой работает специалист из тех, которых сейчас очень не хватает российской сельхозке. Павел Пошитинский - беженец из Курахово, откуда недавно выбили ВСУ. Он уезжал из разбитого дома вместе с семьей и саженцами. Павел - овощевод, каких поискать. Сейчас он развивает сельское хозяйство в ДНР, причем ратует за экологически чистую продукцию. Бывший кураховский фермер прекрасно знает, как ее выращивать.
"У меня сын рос с пищевой аллергией, - рассказывает Павел. - Именно поэтому я решил работать с органической продукцией. В Курахово я выращивали овощи, клубнику, малину, цветы. То есть занимался тем же, чем занимаюсь сейчас здесь. До сентября 2024 года мы жили в своем доме. Но с 2022 года приходилось прятаться, я даже не выходил за ворота: лютовали сотрудники ТЦК. Они ловили и отправляли мужчин в армию, мои знакомые так попали в ВСУ. А с сентября нас объявили в розыск: полиция разыскивала сразу и меня, и моего несовершеннолетнего сына, чтобы вывезти ребенка из города. Пришлось покинуть свой дом и прятаться в чужом. Благо, там был укромный подвал. Я оборудовал в нем укрытие с запасом тушенки и воды на то время, когда невозможно было выходить, установил генератор, принес бензин, так и пересидели".
"Я слышал, что украинские власти искали и насильно вывозили детей из Авдеевки, Курахово и других населенных пунктов, но честно говоря, в это трудно поверить".
"Да, так все и было. Приезжала полиция. Даже не стучались - сразу перескакивали через забор, вламывались в дом, забирали и увозили детей. Родители, конечно, ехали следом. Многие именно так оказались на территории, контролируемой Украиной. Но в первую очередь забирали по спискам школьников. Мой сын учился в ПТУ, поэтому мы успели его спрятать. Ждали в подвале, пока придет российская армия. Сразу после этого уехать не удалось, опасно было: шли бои за город, потом обстрелы со стороны ВСУ. Но когда интенсивность обстрелов немного снизилась, выехали на машине по противотанковым рвам".
По словам Павла, теперь жители Курахово потихоньку возвращаются в родной город. Человек по восемь в неделю. Но его семье пока возвращаться некуда: после боев и обстрелов от дома осталось лишь две стены. Сейчас Павел снимает жилье в Донецке и работает на ферме.

"Сначала я утроился на автомойку. Потом увидел объявление, что требуются специалисты в сельском хозяйстве. А это мне ближе. Приехал, поговорили, решил попробовать, и я остался. Признаюсь, уже поступали предложения от других фермеров, но уходить не собираюсь. Здесь хорошо сработались, все устраивает. Хочется быть честным и не бегать с места на место в середине сезона. Все-таки то, что мы высадили, я считаю своим детищем", - признается Павел.
Он показывает мне хозяйство: новенькие теплицы, аккуратные грядки:
"Вот здесь огурцы. Вот полукорнишон. Вот так называемые китайские огурцы. Эти для засолки подходят, эти - для салата. Здесь клубника, там зелень: петрушка, укроп, кинза, базилик, зеленый лук… Все - органика".
"Химию" на грядках Павел не использует принципиально, хотя выращивание экологически чистой продукции обходится дороже раз в пять. Но своя хитрая подкормка есть и здесь. В специальных бочках готовятся удобрения по биостандартам: особым образом "заквашивается" трава. Она бродит в емкости и получается естественное удобрение без химии. На нем и растут экологически чистые огурцы, клубника и петрушка.
"Даже когда в Донецке в магазинах и на рынке полно огурцов, наши разбирают мгновенно. Почему? Да потому что у обычного огурца практически нет вкуса, а у нашего он - тот самый, знакомый с детства. Помните, как мы раньше разрезали огурец пополам и натирали его солью?"
"А в чем секрет вкусного огурца?"
"Именно в отсутствии химических удобрений. Эта культура впитывает в себя все. Причем сам огурец на 95 процентов состоит из воды. Если его выращивать в дефиците удобрений и поливать немного меньше, чем нужно, чтобы разрасталась корневая система, тогда он не будет водянистым, у него появится характерный огуречный вкус и запах".
Для повышения урожайности Павел использует самые разные хитрости. Например, грамотное освещение ночью, при котором растения лучше развиваются.
"Кто-то может включать лампу накаливания на 100 ВТ, если имеется субсидирование и можно бездумно расходовать электроэнергию, а я научился обходиться более экономными светодиодами", - говорит мой собеседник.
Спрашиваю, есть ли разница в рынках сбыта овощной продукции в Донецке и в Курахово?
"Конечно! Донецк любит более качественные овощи. За теми же огурцами, выращенными без использования химикатов, здесь выстраиваются очереди. В Курахово их гораздо сложнее было продать, потому что цена на такую продукцию выше, а покупатель там ориентировался на то, что подешевле. Поэтому мы в Курахово в итоге вообще отказались от выращивания овощей на продажу, перешли на клубнику, малину, а потом - на цветы. В цветочном бизнесе оказалась более высокая маржинальность, потому что мало кто хочет иметь дело с таким нежным товаром".

Кстати, цветы Павел выращивает и сейчас. Особенно гордится двумя сортами шаровидной хризантемы. Ее саженцы, купленные в Бердянске, он, между прочим, рискуя жизнью, выкапывал в Курахово возле неразорвавшегося 155- миллиметрового снаряда, а потом привез сюда, под Авдеевку. Свои хризантемы Павел называет кураховскими беженцами.
"Очень капризная культура. Чтобы хризантема благополучно пережила зиму, ее нужно выкопать и перенести в подвал. А весной - в теплицу. Там выращивать куст и черенковать на размножение. А летом цветок нужно спасать от жары. Корневая система может просто "свариться" в перегретом грунте. С хризантемой немногие будут возиться, но зато осенью она очень красива!"
Став россиянином, Павел какое-то время задумывался в перспективе о переезде, даже рассматривал возможность взять дальневосточный гектар и открыть ферму. Но потом понял, что намертво прикипел к земле Донбасса и уже никуда отсюда не уедет, а со временем обязательно вернется в Курахово и отстроится заново.
Кстати
Органика на тарелке
По мнению Павла, органическая продукция - перспективный бизнес, но пока не все готовы переходить на экологически чистые овощи.
"Был показательный пример с рестораном. Заказали у меня партию. Я еще уточнил: "Точно будете брать?" "Да, конечно", - заверили меня. Я привез. Но оказалось, что органическая продукция выглядит на тарелке не так красиво, как выращенная на "химии". Шеф-повар потом сокрушался: мол, я себе и семье буду теперь покупать только такую продукцию, но если вынесу ее в зал клиентам, они могут не понять".