Вкус Востока в сердце Урала: потеснят ли китайские снеки традиционную торговлю с рынка Екатеринбурга

Magasumi Shop (Гринвич): уникальность как козырь На третьем этаже фудмаркета «Естори» в Гринвиче расположился Magasumi Shop. Попадая сюда, понимаешь истинность слогана «Попробуй Азию на вкус!», установленного на страничках магазина в соцсетях. Полки ломятся от разноцветных упаковок. Продавец Анна (имя изменено по ее просьбе) с гордостью расхваливает свой товар. «Основная часть ассортимента – сладости и напитки. Напитков у нас тоже большое разнообразие – острые, соленые. Но на них мы не такой большой акцент делаем, потому что дети предпочитают больше сладкое», – начинает она. Завозят товар прямиком из Азии, причем подход к формированию набора продукции – особый. «Товар мы ищем самостоятельно. Очень трепетно к этому относимся, чтобы это все было интересно и не как у всех, чтобы ассортимент был больше. Поэтому берем очень большое количество поставщиков и у них уже выбираем», – рассказала продавец. Пальму первенства по популярности держат кислые леденцы, мармелад и некоторые марки чипсов. Летом в лидеры вырываются напитки. Цены, признается Анна, формируются логистикой и арендой престижного места. «Логистика, доставка, цена закупа – это, конечно, очень сильно влияет на ценообразование. Некоторые говорят, что в других местах дешевле. Но аренда в Гринвиче... На нее приходится немалая часть цены продуктов», – поделилась девушка. Конкурировать с сетевыми гигантами Magasumi может только уникальностью продукции. «Мы «маленькие», но конкурируем именно по ассортименту», – признается Анна. Магазин существует год и быстро растет: «Нас начали узнавать. Стало много постоянных посетителей». Покупатели приходят самые разные – от детей до взрослых, часто заглядывают просто из любопытства во время прогулки по ТЦ. Однако Анна скептически оценивает перспективы полного завоевания азиатской едой уральского рынка: «Я думаю, нет. Все равно многие не воспринимают эту еду [всерьез]. Вкусы чипсов, конфет – они очень разнятся с нашими аналогами. Например, в азиатских сладостях меньшее количество сахара. Многим людям это не нравится, они говорят, что безвкусно. Там более, наоборот, натуральное все... Мы составы изучали: там меньшее количество пищевых и непищевых добавок, нету E280... Поэтому не для всех эти продукты, честно скажу». Meiwei (подземный переход на Радищева): нишевый формат и соевое мясо Совсем другая атмосфера царит в небольшом магазинчике Meiwei, компактно разместившемся в подземном переходе. Продавец здесь лаконична: «У нас здесь идет разделение на соевое мясо и сладости. Пятьдесят на пятьдесят». Товар тоже в основном из Китая, и безусловный хит – соевое мясо. Поток покупателей напрямую зависит от капризов уральской погоды. «Если жарко, то приходит довольно много. А вот, например, в последние дня 2–3, [когда поливал дождь], не особо», – рассказывает девушка за кассой. Заходят все – от молодежи до бабушек. Посетители обычно подходят и выбирают товар на месте. Как и в Magasumi, здесь считают азиатскую еду нишевым продуктом. «Нет, это скорее, что-то специфическое все-таки», – заключает продавец, рассуждая о возможностях покорения уральского рынка магазинами азиатских снеков. «Ни Хао» (Радищева, 4): «С любовью из Китая» Магазин «Ни Хао» («你好» – «Здравствуй» по-китайски) позиционирует себя как «крупнейший магазин китайских, корейских и других азиатских продуктов в Екатеринбурге». Атмосфера оживленная. Молодые покупатели Денис и Алина (имена изменены) делятся своими предпочтениями: «Мы пришли изучить ассортимент и что-то взять. Посещаем такие магазины регулярно, и «Ни Хао» – один из них». Берут чаще всего сладкие снеки и напитки. Но что же конкретно привлекает покупателей? «Чаще всего она [азиатская продукция] очень хорошо адаптирована под необычные вкусовые сочетания и качество, а также привлекательна цена. То есть соотношение цена – качество соблюдено на уровне», – признается Денис. «В основном европейскую. Но иногда и азиатскую, для разнообразия», – не задумываясь, отвечает покупатель на вопрос о том, какую кухню предпочитают молодые люди. «Покупают в основном сладости, соевое мясо, напитки... Это самые популярные категории», – подтверждает лидерство соевых продуктов и сладостей продавец Елена (имя изменено). Покупателей ходит много, особенно в выходные и в хорошую погоду. Основная аудитория – молодежь и дети. Взрослые чаще изучают ассортимент, а дети идут целенаправленно. Цена устраивает, многие покупатели до знакомства с прайсом думают, что товары стоят дороже. В отличие от коллег из других магазинов, продавщица «Ни Хао» настроена более оптимистично, чем предыдущие поставщики экзотической еды: «Конечно, вытеснят, мне кажется. Возможно, что-то уже в обиход пойдет: какие-то самые популярные товары, скорее всего, будут продаваться в обычных магазинах». Елена признается, что ей самой нравятся здешние сладости, напитки и лапша. «Джао-Дао» (Вайнера, 9а): сетевой гигант Сеть «Джао-Дао» – серьезный игрок на рынке с 8–9 точками в Екатеринбурге и почти 20 тыс. подписчиков в ВК. Ассортимент здесь самый широкий, с упором на поп-культуру. «У нас всего понемножку: сладости, снеки, лапша, напитки, всякий мерч по японским аниме и К-pop-группам. Ассортимент у нас абсолютно разнообразный, также разнообразны и страны, откуда этот товар к нам приезжает. То есть не только из Китая, но и из Японии, Кореи, Таиланда, Вьетнама, Индонезии», – с энтузиазмом рассказывает продавец Мария (имя изменено). Популярность зависит от возраста: дети зачастую берут всякие конфетки либо соевое мясо. А взрослые по-разному: кто-то приходит за сладостями для детей, кто-то – за лапшой. Фанаты раменов покупают соусы, специи. Цены, как и везде, зависят от логистики, но Мария уверена в их доступности. «Цены приемлемые, более чем», – отмечает она. Жалобы бывают, но, как признается Мария, «людям никогда не угодить с ценами». Спасают акции на разные категории товаров. Отдельно продавщица выделяет качество: «Тот же японский шоколад – он не похож на наш. Он более нежненький, он не приторный... На самом деле, в большинстве азиатских товаров химии меньше, чем в российских товарах. Большинство китайских товаров гораздо натуральнее российских аналогов». Аудитория разнообразна: от школьников и студентов до пожилых людей. Многие приходят целенаправленно за знакомыми продуктами или за тем, что пробовали в Азии. Мария, как и представитель «Ни Хао», верит в потенциал азиатских продуктов: «В целом да, [может составить конкуренцию]. Потому что сейчас все больше набирает обороты вся эта азиатская тема, и народ больше переходит именно на такие заведения. В соцсетях растет популярность азиатской культуры и привлекает людей». Азия в Екатеринбурге: ниша или мейнстрим? Поле похода по магазинам становится очевидно: интерес к азиатской еде, снекам и деликатесам в Екатеринбурге есть, и он растет. Магазины находят свою аудиторию – от любопытствующих прохожих в ТЦ до постоянных клиентов, ценящих специфические вкусы и качество. Ключевые драйверы – доступность (особенно в сетях и магазинах с прямыми поставками), разнообразие необычных вкусов, натуральность (меньше сахара и добавок) и мощная поддержка в соцсетях. Однако мнения о будущем разнятся. В небольших магазины (Magasumi, Meiwei) видят в этом устойчивую, но все же нишу, ссылаясь на специфичность вкусов, не всегда понятных российскому потребителю. Крупные игроки («Джао-Дао», «Ни Хао») и, что важно, молодые покупатели верят в экспансию. Они наблюдают растущий спрос, усиление тренда в соцсетях и прогнозируют появление самых популярных азиатских товаров даже в обычных супермаркетах. «Китайские магазинчики – это разнообразие. То есть можно пойти в русскую кухню, купить грузинскую еду, вьетнамскую... Даже отечественная шаурма российской не бывает. «Щемить» отечественные точки невозможно, потому что рынок форматируется и ему требуется разнообразие. Трафик покупателей «китайские магазинчики», конечно, перехватят, потому что рынок перестал расти в объемах в условиях торможения доходов населения. Оттягивать покупателей они будут, но я тут не вижу ничего страшного. Но... Почему бы не попробовать китайское? Это рынок. Все сегменты рано или поздно уживутся, никакого ущерба для потребителя я не вижу. Ради потребителя это все и делается», – отметил экономист Виталий Калугин. Пока ясно одно: уральская столица с аппетитом пробует Восток. И магазины азиатских продуктов, от уютных лавочек до мощных сетей, готовы этот аппетит удовлетворять. Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2 Фото: ФедералПресс / Семен Иванов

Вкус Востока в сердце Урала: потеснят ли китайские снеки традиционную торговлю с рынка Екатеринбурга
© РИА "ФедералПресс"